Юрий Жислин: «Везде есть и настоящие ценители, и „сухари“»

31.03.2015 в 16:55

Юрий Жислин

27 апреля в Камерном зале Московского международного Дома музыки состоится концерт «Шедевры струнных секстетов» в исполнении ансамбля «Русские виртуозы Европы». Коллектив объединяет выпускников самых престижных консерваторий. Молодые, талантливые, востребованные, они выступают с сольными концертами на ведущих площадках мира. Идея создания ансамбля молодых виртуозов принадлежит известному скрипачу и альтисту, профессору лондонского Королевского музыкального колледжа Юрию Жислину. В интервью порталу Belcanto.ru музыкант рассказал о себе, о «Виртуозах» и о предстоящем концерте.

— Расскажите, пожалуйста, о своих учителях.

— В моей семье все музыканты: папа — известный скрипач, педагог Григорий Жислин, мама — скрипачка, работала 20 лет в Госоркестре у Светланова. Пришлось продолжать музыкальную династию, но я об этом ничуть не сожалею!

Помимо отца, который, конечно, сыграл большую роль в моем образовании, огромную благодарность испытываю к Ирине Васильевне Светловой, у которой учился в Гнесинке. В Лондоне продолжил занятия на скрипке у замечательного педагога Феликса Андриевского.

— Как к вам пришла идея создания оркестра «Русские виртуозы Европы». Как долго вы вынашивали эту идею?

— Когда мне было 12 лет, жизнь связала нашу семью с «Виртуозами Москвы» — к ним поступил мой отчим, великолепный альтист Олег Лев. Помню эти золотые годы (примерно 1986—1990) как сейчас: репетиции, концерты, «посиделки» друг у друга в гостях. Помню, что на меня — тогда еще совсем мальчишку — производил огромное впечатление тот факт, что у них существовало настоящее чувство семьи. Это отчетливо ощущалось и на сцене во время их выступлений. Думаю, что уже в то время подсознательно хотел создать что-то «свое»… И, наверное, слово «Виртуозы» в названии нашего коллектива появилось не случайно, хотя тогда я еще об аналогии с «Виртуозами Москвы» не думал.

— Как часто вы собираетесь вместе, репетируете, учитывая тот факт, что каждый из музыкантов является самостоятельной творческой единицей?

— Ансамбль существует от проекта к проекту. Статуса постоянного коллектива у нас нет — по очевидным причинам. Это имеет свои и позитивные, и отрицательные моменты. Конечно, хотелось бы иметь возможность регулярно репетировать вместо того, чтобы «авралом» запираться в репетиционном помещении на несколько дней (репетиции проходят в городе, где у нас начинаются очередные гастроли) и до изнеможения работать над репертуаром предстоящих гастролей. С другой стороны, такой вид работы — «от проекта к проекту» — имеет свой смысл: мы не успеваем надоесть друг другу, и всегда присутствует ощущение свежести восприятия произведений, которые мы исполняем.

— Что ждет зрителей на концерте 27 апреля в ММДМ?

— 27 апреля мы представим программу, состоящую из «сливок» струнного секстетного репертуара. Откроет концерт секстет Рихарда Штрауса из оперы «Каприччио». Это романтичное и глубоко эмоциональное произведение. За ним последует яркая и энергичная «Латинская фантазия» талантливого колумбийского композитора Артуро Куэльяра для фортепиано в сопровождении секстета. Солистом выступит сам композитор.

Завершит концерт всеми любимый секстет Чайковского «Воспоминание о Флоренции» (или «Сувенир» — кодовое название среди музыкантов, поскольку произведение в оригинале называется по-французски: «Souvenir de Florence»). Кстати, недавно мы записали оркестровую версию «Сувенира» в студии, и сейчас я работаю над выпуском нашего первого альбома, на котором также будет «Серенада» Чайковского.

— Какое из выступлений ансамбля было самым незабываемым и почему?

— Мне трудно выбрать какое-то одно выступление. Разные проекты запоминаются по разным причинам. Например, в городе Витории в Бразилии нас принимали как настоящих рок-звезд: с очередями за автографами, криком и визгом (в буквальном смысле слова) публики в зале. Это объяснялось большим количеством совсем молодой и неопытной публики. Но ощущение было незабываемым.

— Где вы познакомились с пианистом и композитором Артуро Куэльяром?

— С Артуро нас связывает многолетняя дружба. Познакомились мы в Лондоне. Меня всегда поражала его способность всё делать в жизни ярко, энергично. Это слышно и в его композициях. На сегодняшний день Артуро является неким энергетическим двигателем коллектива, и я счастлив, что у нас есть возможность сотрудничать и путешествовать вместе.

— Есть ли страны, где вам больше всего нравится выступать, гастролировать?

— Опять же, трудно выбрать одну страну… Нам очень нравится выступать в Южной Америке. С Россией нас, конечно, многое связывает и мы всегда с трепетом выходим на концертные площадки в Москве, Петербурге, Новосибирске.

«Русские виртуозы Европы»

— Чем отличается русская публика от европейской, американской и отличается ли вообще?

— Прихожу к выводу, что разговоры типа «вот они Там ничего не понимают в Этой музыке, а Эти здесь — в Той» не очень актуальны. Исполнительское искусство тем и ценно, что язык его универсален, как это затаскано ни звучит. Поэтому, по моему опыту, везде есть и настоящие ценители, и «сухари», которых трудно чем-либо удивить…

— Чем, по вашему мнению, отличается музыкальное образование в России и в Европе?

— В России в годы моего обучения и, конечно, в годы обучения предшествующих мне поколений, акцент всегда делался на сольную деятельность. Обучению и прививанию культуры игры в камерном ансамбле, оркестре не уделялось достаточного внимания. И я, и многие мои коллеги из восточной Европы, оказавшись на Западе, получили огромный опыт игры в самых разных составах. Так что считаю, что нам повезло: нам удалось «схватить» лучшее и от нашей исполнительской школы, и от культуры ансамблевой игры Запада.

— Творчество каких композиторов ближе вашему исполнительскому стилю, музыкальному мышлению?

— Наверное, композиторов-романтиков. Но безусловным авторитетом и Учителем для меня является И. С. Бах.

— Кто из исполнителей среди ваших авторитетов, образцов для подражания и почему?

— Поскольку мои молодые годы проходили в окружении отца и музыкантов его поколения, то, конечно, моими первыми «образцами» были Жислин-старший, Спиваков, Третьяков — эти музыканты оказали огромное влияние на мое музыкальное становление.

Позже, когда стал собирать аудиозаписи, познакомился с творчеством многих выдающихся музыкантов прошлого и настоящего. Для меня в исполнительстве огромное значение имеет тот факт, когда музыкант не ставит себя на первый план, а служит всего лишь «посредником» между композитором и слушателем. На мой взгляд, это удается немногим даже великим музыкантам. Среди великих исполнителей наиболее близкие мне музыканты — скрипачи Шеринг, Грюмье, Перельман и пианисты Артур Рубинштейн, Рахманинов, Григорий Соколов.

— Ваша жена Наталья Ломейко также скрипачка, вы выступаете вместе, записываете диски. Насколько сложно совмещать профессиональную и личную жизнь двум независимым талантливым музыкантам?

— Да, действительно непросто, особенно последние 9 месяцев — в июне прошлого года на свет появилась наша доченька Аня. Нам с Натальей удивительно повезло: мы учимся другу у друга как в жизни, так и на сцене, так что это увлекательный и взаимообогащающий процесс.

— Ваши творческие планы на ближайшее время?

— Выступление «Виртуозов» в Москве и Лондоне, участие в жюри нескольких международных конкурсов (в Армении и во Франции), подготовка студентов к экзаменам (тоже творческий процесс, когда они не ленятся и работают с умом!). Осенью готовится не совсем обычный проект в Бангкоке с моим участием: в первом отделении я буду играть альтовый концерт Бартока, а во втором — дирижировать 41-й симфонией («Юпитер») Моцарта. В Бангкоке в симфоническом оркестре замечательные музыканты, и я с нетерпением жду своего возвращения к ним.

Справка:

Юрий Жислин (скрипка, альт) — один из самых востребованных солистов и исполнителей камерной музыки в России, Европе, США, Южной Америке, Японии, Австралии и Новой Зеландии. Отмечен музыкальными критиками как обладатель уникального тембра и легко узнаваемого теплого звучания. Юрий Жислин выступал вместе с Марией Жоао Пиреш, Дмитрием Ситковецким, Лианой Исакадзе, Александром Рудиным, Катей Сканави, Сергеем Накаряковым и другими выдающимися музыкантами.

Жислин начал свое образование в Школе имени Гнесиных (Москва) и продолжил в Королевском музыкальном колледже Лондона. В 1993 г. удостоился титула «Молодой музыкант года BBC RADIO». В списке наград музыканта премии престижных международных конкурсов Литвы, Испании, Италии, Франции и США. Журнал «The Strad» назвал музыканта «виртуозом с истинно романтическим темпераментом». Жислин является профессором скрипки и альта в Лондонском Королевском колледже музыки и пользуется большим спросом в качестве приглашенного профессора на мастер-классах в Барселоне и Леоне (Испания), Нарни (Италия), Бойгене (Германия), а также в Болгарии, Голландии, Японии и Австралии.

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

интервью

Раздел

классическая музыка

Театры и фестивали

Московский международный Дом музыки

Словарные статьи

секстет

просмотры: 3098



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть