Немного Дебюсси и много Равеля

Московская остановка Транссибирского арт-фестиваля

Игорь Корябин, 14.04.2015 в 18:17

Вадим Репин и Жан-Ив Тибоде

Транссибирский арт-фестиваль — творческое детище всемирно известного российского скрипача Вадима Репина, который, естественно, является и его постоянным солистом-участником. В этом году фестиваль прошел уже во второй раз, открывшись 22 марта в Новосибирске и завершившись 8 апреля Красноярске. Его маршрут пролег через Омск, Москву, Бердск, Искитим и Железногорск. В настоящих заметках нас будет интересовать единственный концерт фестиваля в Москве, который за два года его проведения прошел здесь впервые. Выбор пал на новую, открывшуюся в этом сезоне концертную площадку «Филармония-2». Московскую филармонию и Вадима Репина связывают давние творческие связи, а прошлогоднему Транссибирскому арт-фестивалю Московская филармония оказала весьма значительную информационную поддержку, и поэтому вполне закономерно, что один из концертов фестиваля нынешнего года прошел на ее территории.

В основу программы этого роскошного и во многом уникального вечера легла дружба скрипача Вадима Репина и пианиста Жана-Ива Тибоде, имена которых, принадлежа соответственно России и Франции, в пространстве мировой музыки прочно ассоциируются с высочайшими творческими достижениями и традициями. Уникальность предложенной ими программы была обусловлена тем, что в первом отделении этих двух исполнителей мы услышали в ансамблях камерного музыкального формата (в сонатах для скрипки и фортепиано), а во втором каждого по отдельности — в концертных опусах для солирующих инструментов с оркестром. В программе вечера принял участие Симфонический оркестр Москвы «Русская филармонии», место за дирижерским пультом которого занял Дмитрий Юровский. Заметим, что в рамках фестиваля этого года маэстро (главный дирижер названного коллектива с сезона 2011/2012) успел также выступить с Новосибирским и Красноярским симфоническими оркестрами на их родных региональных площадках.

«Немного Дебюсси» в программе обсуждаемого концерта – это его Соната для скрипки и фортепиано соль минор (1916). А «много Равеля» – это его Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор (1923–1927), Концерт № 1 для фортепиано с оркестром соль мажор (1929–1931), Концертная рапсодия для скрипки с оркестром «Цыганка» (1924), а также Симфоническая (хореографическая) поэма «Вальс» (1920). Дебюсси и Равель всегда находились под действенным влиянием русской музыки, поэтому музыка французского импрессионизма, представленная французским пианистом и большой командой русских музыкантов во главе с Вадимом Репиным и Дмитрием Юровским, была воспринята с особым интригующим настроением и душевным подъемом. При этом сочетание в программе камерной, концертно-симфонической и чисто симфонической составляющих как раз словно и говорило о том, что музыка выше и шире любых стилистических рамок, национальных преград и жанровых ограничений.

Душевный подъем собравшихся в зале слушателей был настолько сильным, что, кажется, именно поэтому на первых тактах Сонаты Дебюсси струна на скрипке Вадима Репина не выдержала и лопнула. После устранения проблемы музыка Дебюсси предстала во всем великолепии ее чувственной созерцательности и динамически изменчивых, эмоционально захватывающих образов. В отличие от музыки Дебюсси, Соната Равеля практически те же самые абстрактные образы преломляла уже в явно конструктивистском ракурсе, но потрясающее соединение подчеркнутой внутренней сосредоточенности и «замкнутости» звучания фортепиано с пронзительно-чувственным, внешне порывистым и страстным монологом скрипки, по-прежнему рождало невероятно мощное ощущение философского раздумья. И вызвать его могла лишь та восхитительная медитация, в которую средствами интерпретации музыки французского импрессионизма в ее камерном, рафинированно-утонченном проявлении сумели погрузить публику исполнители.

Интерпретации сольных инструментальных партий в оркестровых опусах Равеля запомнились, прежде всего, феерическими каскадами виртуозной технической удали и масштабного психологического осмысления. Блюзово-джазовые интонации выразительно-новой композиционной техники Фортепианного концерта – то меланхолически светлые и чистые, то напористо призывные и мощные – Жан-Ив Тибоде постигал и доносил до слушателя удивительно изысканно и филигранно. Богатый же фольклорный материал, заложенный в популярнейшей «Цыганке» и трансформированный в духе эстетических композиторских запросов своего времени, Вадим Репин наполнял живописностью и ярко темпераментной многокрасочностью большого художника, преломляя музыкальную форму в музыкальное содержание весьма емко, убедительно точно и пронзительно глубоко.

Аккомпанемент «Русской филармонии» предстал необычайно чутким и верным союзником солистов. Оркестр Дмитрия Юровского был щедр на краски и нюансы, так необходимые зримо звучащей симфонической фактуре музыки Равеля. За то время, что маэстро возглавляет этот коллектив, музыканты заметно «выросли» и в стилях игры, и в качественной красоте их фирменного оркестрового звука. И полифонически сложная, весьма прихотливая фактура музыки Равеля, как раз и ожившая в зримых образах звуков, наиболее выпукло проявилась в пиршестве красок его знаменитого «Вальса». Именно он и стал впечатляюще мощным «ударным» аккордом московского фестивального вечера.

реклама

вам может быть интересно

Все песни Верди Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Театры и фестивали

Филармония-2

Персоналии

Вадим Репин, Дмитрий Юровский

Коллективы

Русская филармония

Произведения

Вальс, Фортепианный концерт No. 1

просмотры: 2428



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть