Александр Поелуев: «Самое главное — умение зажечь»

Диана Локотьянова, 09.01.2016 в 15:47

Александр Поелуев. Автор фото — Александра Куприк

«Кубок мира среди аккордеонистов пройдет на высшем уровне»

Александр Поелуев — лауреат Всероссийских и международных конкурсов, в 2002 году стал победителем Кубка мира среди аккордеонистов. Он невероятно энергичный, талантливый, мыслящий, при этом лёгкий и простой в общении музыкант. Игра Александра Поелуева привлекает внимание слушателей виртуозностью исполнения и искренностью высказывания. С виду кажется, что его путь — это сплошные переезды из одного города в другой, из одной страны в другую, а дом — поезда и самолёты. Но любители творчества Поелуева знают: его путь — это музыка, а дом — сцена. Сам музыкант единственным родным местом на земле считает город, в котором родился, вырос, продолжает жить и «зажигать» своим недюжинным творческим энтузиазмом его жителей — Ростов-на-Дону. В эксклюзивном интервью Belcanto.ru артист рассказал о себе и предстоящем 69-м Кубке мира среди аккордеонистов, который впервые пройдет в России.

— «Все мы родом из детства» — сказал устами своего героя Антуан де Сент-Экзюпери и я с ним полностью согласна. Наш «внутренний ребенок» — это не что-то из далёкого прошлого, а то, что продолжает существовать с нами в настоящем. Расскажи о своём первом осознанном знакомстве с музыкой, о самом ярком музыкальном впечатлении детства.

— Я согласен с тобой. Я принципиальной разницы между мной ребёнком и мной взрослым не вижу. Меняются только внешние условия, а суть остаётся. Мы делаем вид, что, умнея – взрослеем, а на самом деле остаёмся детьми. По поводу моих первых музыкальных впечатлений… Мне всегда музыка нравилась. Лет в семь состоялся отчётный концерт в музыкальной студии: софиты, сцена, зрители, яркие образы – все это мне было очень близко. Безусловно, оставили большое впечатление концерты баянистов, игра Юрия Шишкина. Сохранились воспоминания от фестивалей-конкурсов. Мой педагог Инна Николаевна Пилипенко меня просто водила за руку на эти мероприятия. Мне очень нравилось, что люди живут в музыке, живут искренне и по-настоящему.

— В 1997 году во время учёбы ты перевёлся из Ростова-на-Дону в Москву. Полагаю, такое решение было продиктовано желанием поучиться в классе у Народного артиста России Вячеслава Анатольевича Семёнова, который, кстати, тоже из Ростова. Что дали тебе в своё время занятия с этим выдающимся музыкантом?

— Вячеслав Анатольевич – это человек, который сделал себя сам. Музыкант, который учился не столько у баянистов, сколько у дирижёров и пианистов. Что он мог взять от них в плане технологии? Конечно, ничего. Я хотел бы заострить внимание на том, что он никогда не опускал руки. Всегда шел в бой, к победе. Я этим качеством очень сильно от него заразился. Мне теперь тоже хочется так же – идти, идти, «не вешать нос, гардемарины» (смеётся). Его школа – это большая ступень в становлении музыканта, это всегда настрой на победу. Это такая глыба! После того как ты прошёл его школу, ты можешь жить хоть в деревне. Он мне дал уверенность в себе как в музыканте и как в человеке! Это было передано им буквально с кровью.

— В общей сложности ты провёл в Москве десять лет. Как думаешь, что такого ценного, важного помимо занятий с Вячеславом Семёновым дала тебе столица?

— Москва – это насыщенный мир, наэлектризованный. У меня это ощущение было всегда в душе. Московский ритм мне оказался созвучен: я всё время всех опережал, по эскалатору бежал быстрее всех. Мне еще запомнилось, как мы ночами не спали с ребятами после концертов Гергиева, Светланова, Федосеева, Темирканова… Мы все были захвачены их энергетикой, преданностью искусству. Когда у человека так получается – это становится заразительно. Москва показала мне: вот тут так можно. Значит, так нужно (смеется).

Первый год я ловил себя на мысли, почему такой насыщенности культурной жизни нет в Ростове. Но будучи в Москве, я научился ценить то, что есть в моем городе. В плане архитектуры, живописи и музыки в Ростове есть много ценного. Ощущение Родины сильное. Теперь сюда хочется привносить то же самое, создавать эту атмосферу творческого горения. Хочется что-то своё делать (смеется). Очень важно, чтобы горел огонь в душе. Это что-то независимое от условий: ты горишь – и все переносимо. Должна быть, конечно, жилка предпринимателя – сочетание музыканта и организатора. Но самое главное — умение зажечь. Если ты зажег человека, тогда это правильно. Каким способом – тут уж как интуиция подскажет. Если человек горит – это не измеряется в деньгах. Это как точки координат, которые соприкасаются один раз и больше никогда: по оси, которая уходит вверх – расположены духовные ценности, а по горизонтальной оси находятся материальные.

Ещё я понял, что когда ты умеешь отдавать – это здорово. Если ты можешь делать что-то из добрых побуждений, то это бесценно. Меркантильные интересы не помогают. Например, у меня никогда не получалось делать себе концерты. Пробовал немного. Ничего не получилось. Как-то это противно мне. Я понял, что судьба сама направляет делать то, что тебе близко. Сверху говорят тебе забыть всякую пользу, выгоду. Идёт творчество — и ты иди вместе с ним.

— В московский период у тебя началась интенсивная конкурсная жизнь… Но сегодня ты не только виртуозный исполнитель, но и арт-директор Международного музыкального центра «Гармония» в Ростове-на-Дону. Подобного проекта у нас в стране нет. Кстати, в этом году «Гармония» празднует 10-летие своей творческой деятельности, так что, подходящее время поздравить ваш центр с юбилеем.

— Спасибо. Да, в этом году у нас юбилей. Мы, кстати, хотим сделать в скором времени музей. Сегодня собрано уже более 60 раритетных аккордеонов, баянов и гармоний. Было бы здание… (вздыхает)

— Все эти годы вас всерьёз поддерживает начальник управления культуры администрации Ростова-на-Дону Людмила Лисицына.

— Да, она нас здорово поддержала, до сих пор мы с ней работаем не только по фестивалю «Аккордеон+», но и по первому в России «Кубку мира».

— Какими-то невидимыми путями ты в один прекрасный момент пришел к организаторской деятельности. Что послужило поводом – чье-то предложение, или же это было продиктовано каким-то внутренним позывом? Я сейчас об особом чувстве долга, просветительской задаче, миссии, наконец.

— Никакой миссии нет. Просто хочется. Хочется делать для своего родного города, страны, чтобы все зажигались. Карелин, когда его спросили, почему он, несмотря на свои заслуги и звания, занимается поддержкой молодых борцов, спортсменов, ответил примерно так: «потому что мне нравится то, чем я занимаюсь, я хочу, чтобы моё дело жило». Вот и мне хочется, чтобы моё дело жило.

— Александр, ты являешься членом жюри многих конкурсов в России и за рубежом. Быть членом жюри, как минимум, сложно, как максимум – ответственно. Чем руководствуешься, когда оцениваешь музыкантов? Что для тебя самое главное в игре музыканта?

— Два сложных момента. Один конкурсант играет правильно, чисто, но не цепляет. Другой играет неправильно, но интересно. Для меня побеждает второй. В конкурсе он, может, и не победит, но в памяти слушателей останется точно. Для меня именно такое исполнение в приоритете. Но иногда приходится ставить на балл выше тому, кто объективно на данный момент лучше, но игра его не цепляет. Вообще, я конкурсы не сильно люблю. Конкурсы полезны, но до определенного момента. Мне «Кубок мира» дал многое: звание «чемпион мира», гастроли.

— Я знаю, что с пианистами у нас в стране беда, в том смысле, что выпускается много. Их потом просто некуда девать… По окончании вуза большинство из них идут работать в музыкальную школу, детский сад – это в лучшем случае. В худшем – меняют профессию. Как обстоит дело с аккордеонистами? Или тут другие проблемы?

— Государство считает, что дело обстоит так же, как с пианистами, что их много. Но вот приведу пример: недавно я был в Татарстане. В одном из колледжей ни одного баяниста и аккордеониста. И, я думаю, этот колледж не исключение. У нас в Ростове аккордеонистов много. Вообще, Ростов – чудесная земля для джаза и баяна с аккордеоном. Удивительное дело: именно ростовским композитором Тихоном Сотниковым в 1937 году был написан первый Концерт для выборного баяна с симфоническим оркестром. А сколько у нас ансамблей, композиторов, педагогов, исполнителей! Иностранцы приезжают учиться. Но в целом в России аккордеонистов мало и это, конечно, проблема.

Существует и проблема с трудоустройством. У музыканта-аккордеониста есть возможность играть, например, в ресторане или преподавать в музыкальной школе, что не всем близко. Многим хочется играть на большой сцене, но, к сожалению, не у всех получается по ряду причин. Ко мне не раз обращались люди с просьбой помочь трудоустроиться. Стараюсь помочь тем, кто действительно любит своё дело.

Вернёмся к твоему вопросу. Я не могу однозначно ответить на этот вопрос, но мне кажется, что если бы наша федеральная пресса больше обращала внимания на культуру, то вряд ли бы существовала такая проблема. Когда показывают по телевизору боевики, вряд ли это способствует развитию эстетического вкуса. У меня вопрос: почему это есть? Может быть, культуре недостаточное внимание уделяется? Есть пара десятков людей, которые все время на экранах, и в результате складывается вот такое неравенство.

— Как ты относишься к тому, что аккордеон, подобно скрипке, фортепиано и другим академическим инструментам, частенько становится артистом эстрады?

— Эстрада – это очень интересный жанр. Я уважаю эстрадных музыкантов. Но настоящих сегодня так мало! У меня к эстраде одно важное условие – чтобы музыка звучала вживую. Если на сцене звучит фонограмма, зачем тогда музыкант вообще нужен? Тогда танцора зовите. Когда мы слышим нисходящий пассаж, а рука музыканта в это время движется вверх – это ненормально. Зачем искусство музыканта, когда преобладает картинка?

— В «точке золотого сечения» настало время поговорить о самом волнующем и масштабном мероприятии — международном конкурсе «Кубок мира». В 2016 году 69-й «Кубок» впервые будет проходить в нашей стране. Не в Москве и не в Санкт-Петербурге, а у тебя на родине – в Ростове-на-Дону. Сложно ли было отстоять право на проведение конкурса в Ростове?

— Хочу начать с того, что не только в России, но и на территории бывшего СССР этот конкурс не проводился никогда, несмотря на множество победителей из нашей страны. Мы очень хотели, чтобы это событие прошло в России. От России выдвигались три организации, третьей была наша «Гармония». Поскольку она состоит в Международной конфедерации, это оказалось возможным. Мы подали заявку и у нас все получилось.

— Расскажи подробней о конкурсе: когда и где будут проходить конкурсные прослушивания?

— Конкурс будет проводиться в Ростове с 11 по 17 сентября в трёх залах Ростова одновременно. В эти дни также будут гуляния, выставки, творческие встречи, мастер-классы, фестивальная программа. Нового чемпиона мира услышат на главной площади Ростова, где собирается более ста тысяч человек.

— А кто имеет право участвовать в «Кубке»?

— Чтобы стать участником, страна, которая состоит в Международной конфедерации аккордеонистов, должна отправить рекомендацию на участника. Если ты получил первую премию, ты уже не имеешь право участвовать в этом конкурсе. Премии не делятся. Всего восемь номинаций. Главный приз присваивается категории «концертный исполнитель». Имя победителя будет выгравировано на переходящем кубке мира.

— Чем «Кубок» в следующем году будет отличаться от предыдущих проведений этого же конкурса? Или нововведения на таком конкурсе недопустимы?

— Будут новшества. Программа позволяет вносить свои интересные изменения. Например, когда конкурс проходил в Зальцбурге, обязательно исполнялись произведения Моцарта. Мы хотим, чтобы была отдельная категория, в которой будет действовать обязательное условие – исполнение одного произведения легендарного композитора Анатолия Ивановича Кусякова.

— Твои пожелания тем, кто собирается посетить этот конкурс.

— Я уверен, что Кубок Мира в Ростове пройдёт на высшем уровне и станет началом новой волны подъёма аккордеона и баяна в России. Когда я готовился к своему выступлению на кубке, главное, о чём я думал, было не желание победить или доказать что-то. Главное было – думать о музыке, чувствовать её, жить ею. Наверное, это и есть основной совет – несмотря на жёсткую конкуренцию и сложности подготовки, помнить, что главное – Музыка и Творчество.

Беседовала Диана Локотьянова

Автор фото — Александра Куприк

реклама

вам может быть интересно

Йонас Кауфман в Петербурге Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

интервью

Раздел

классическая музыка

Словарные статьи

аккордеон, баян

просмотры: 3095



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть