«Реставрация пожирает своих детей»

Премьера «Вильгельма Телля» в Гамбурге

Foto: Brinkhoff / Mögenburg

В гамбургской постановке оперы Россини «Вильгельм Телль», премьера которой состоялась 6 марта, Телль из патриота и героя национально-освободительного движения превратился в отрицательного персонажа – жестокого культурного фундаменталиста, препятствующего мирному сосуществованию разных народов. Сама по себе подобная мысль уже не нова и развивается, например, в сочинении швейцарского писателя Макса Фриша «Вильгельм Телль для школы», 1971.

Режиссёр Роджер Фонтобель и драматург Альбрехт Пульман напомнили, что идея национального государства окончательно устарела в европейском контексте и, что пора Швейцарии, занявшей оборонительную позицию по отношению к Другим из страха перед чуждыми культурами, наконец, это принять. С их точки зрения, замыслу Россини постановка ни в коей мере не противоречит: «В любом случае, музыкально и драматургически в произведении ясно прочерчено, что

симпатии композитора отнюдь не принадлежат только так называемому герою Вильгельму Теллю.

Возможно, так как националистические стремления Телля к свободной и единой Швейцарии европейскому и по-европейски мыслящему композитору Россини были скорее чужды».

Foto: Brinkhoff / Mögenburg

Доминирующим элементом сценографии стала фреска швейцарского художника Фердинанда Ходлера «Единодушие», 1912. Реставрационные работы возглавляет Вильгельм Телль – художник, зачем-то научившийся стрелять из арбалета. В заглавной партии выступил Сергей Лейферкус. Его вокальные возможности в премьерном спектакле явно не были задействованы в полную силу.

Получился скучный дедушка, мешающий людям наслаждаться взаимной любовью.

Быть метким стрелком Лейферкусу в сцене с яблоком было вовсе не обязательно. Режиссёр хотел показать: если бы не подстрекатели сначала в лице Телля, позже Гесслера (Владимир Байков), отдавшего приказ закрасить фреску чёрной краской, швейцарцы и австрийцы беззаботно жили бы в полном согласии. Поэтому, как только Телль начал целиться в яблоко на голове у дочери (!), один из одетых в чёрное австрийцев стремительно выбежал, и, раскинув руки, грудью защитил девушку (Кристина Ганш в роли Джимми пугала излишней экспрессией). Потом он вырвал у Телля стрелу, забрал яблоко и пронзил его стрелой, держа в руках. Но Телль и его сподвижники не оценили этот высокий жест: все австрийцы были в конце окровавлены и убиты — при помощи кистей и красок.

Foto: Brinkhoff / Mögenburg

В партии Арнольда на гамбургской сцене дебютировал корейский тенор Йозеп Канг. Этот дебют можно признать вполне успешным. Но, увы, его голос, особенно расцветший во втором отделении, обрамлялся присутствием на захламленной сцене отталкивающего призрака Мельхталя (Кристин Зигмундссон) и перемазанной в белое Матильды, что уменьшало эмоциональное воздействие. Матильда (китаянка Гуанкун Ю) оставила о себе скорее приятные, но очень уж мимолётные воспоминания.

В войне культур любовь Арнольда и Матильды обречена погибнуть.

В первом акте приходилось прилагать усилия, чтобы расслышать пение хора за шумом на сцене (швейцарцы и австрийцы пили шампанское, целовались, баловались с хлопушками и гремели тазами и корытами). В финале хор также не продемонстрировал единства, достигнутого швейцарским народом.

Foto: Brinkhoff / Mögenburg

Дирижировал Габриеле Ферро, который, казалось, лёг на партитуру тяжестью всех своих восьмидесяти лет. Дирижёрские темпы вызывали недоумение, казалось, что нужно высидеть всю длинную пятиактную версию оперы.

Мелодическое богатство и красота музыки Россини почти не ощущались, получился «с живой картины список бледный».

В итоге ничего не оставалось, как прийти к печальному выводу: новая постановка «Вильгельма Телля» отнюдь не стала украшением для вольного ганзейского города Гамбурга.

Foto: Brinkhoff / Mögenburg

Трейлер спектакля:

реклама