Весеннее приношении Прокофьеву от Молодёжной программы

Сергей Сергеевич Прокофьев, 1926. Портрет работы Зинаиды Серебряковой

125-летие Сергея Сергеевича Прокофьева в афише Большого театра текущего сезона представлено лишь в камерном формате. Однако, подготовленные артистами и выпускниками Молодёжной оперной программы два вечера своим оригинальным, насыщенным содержанием, сочетающим популярные и редко звучащие опусы, ценнее дежурного парадного чествования одного из главных отечественных классиков ХХ века.

Вдохновителем, составителем программы и основным «коучем» молодых певцов, а также соведущим вечера 6 апреля стал, на сей раз, пианист и композитор Александр Покидченко, давний друг Молодёжки.

В отличие от сборных вокальных концертов подобные моно авторские программы не имеет смысла разбирать в плане достижений и недочётов отдельных исполнителей. Сам факт участия, выученные певцами по большей части специально произведения Прокофьева, до сих пор считающиеся технически сложными, заслуживает похвалы всем.

Потому расскажу по порядку о самой программе, некоторые номера которой и мне открыли нового, неизвестного Прокофьева.

Начало было скромно-лиричным. Ор.35 – Песни без слов (№№1 и 4) в исполнении Анастасии Барун. Контрастно к ним прозвучали стихи Бальмонта «Есть другие планеты» из Ор.9. Мрачноватый колорит символизма осмысленно передал Сергей Радченко.

Известнейший «Гадкий утёнок» (вторая редакция) – по сути моноопера в миниатюре. Ольга Кульчинская мастерски выразила разнообразие мелодических красок, отдельные фразы пропела лично, трепетно. Это стало первой кульминацией вечера.

И опять вышли мужчины с Бальмонтом, из Ор.36. Борис Рудак познакомил с «Заклинанием воды и огня», истово и строго прозвучали «Столбы» у Ильи Кутюхина.

Далее несколько номеров представили Прокофьева-фольклориста. Из цикла «Обработки русских народных песен» Ор.104 прозвучали «Катерина» в аккуратном исполнении Евгении Асановой и «Чернец» от Василисы Бержанской.

«Стонет сизый голубочек» на стихи Дмитриева из музыки к кинофильму «Поручик Киже» — стилизованный сентиментально-мещанский романс. Евгения Асанова неплохо справилась с трёхчастной формой и прихотливой мелодией.

Гротескный дуэт тенора и баса «Всякий на свете-то женится» из Ор.106 на народный текст, записанный Е. Гиппиусом, задорно исполнили Сергей Радченко и Александр Рославец.

Завершал первое отделение ещё один, после «Гадкого утёнка», «шлягер» — «Болтунья» на стихи Барто из Ор.68. Вот здесь жанровый темперамент Василисы Бержанской развернулся. Спето было увлекательно, искренне, скороговорка неслась словно про себя!

Второе отделение концерта открыл цикл «Пять стихотворений Ахматовой» Ор.27. Екатерине Морозовой эта глубокая, проникновенная музыка, похоже, близка. Она сумела выстроить цикл настолько слитно, что предупреждение не аплодировать между частями показалось лишним. От первого романса «Солнце комнату наполнило» до трагического финального «Сероглазый король» слушалось всё на едином вздохе.

И как эмоциональная разрядка последовал эффектно сыгранный в четыре руки Елизаветой Дмитриевой и Александром Покидченко «Бал» из музыки к кинофильму «Пиковая дама».

Здесь же отмечу и другого концертмейстера – Елену Бурову. Все три пианиста составили надёжный фундамент гармонии и ритма ансамблей. Девушки более гибкий, Александр Покидченко – пожёстче.

Не остались в стороне и строки Пушкина. Из Ор.73 прозвучал «Румяной зарёю покрылся восток» в лукавой подаче Даниила Чеснокова про Пастушку и Пастушка. И «В твою светлицу» от Марты Данусевич.

Саркастически убедителен и брутален был Константин Сучков – «Кудесник» на стихи Агнивцева из Ор.23.

Пожалуй, единственный спорный для концерта номер – Ария Кутузова из «Войны и мира». Слушать знаменитый мотив: «Величавая, в солнечных лучах» в фортепианном сопровождении — словно присутствовать на репетиции или консерваторском экзамене. Звучал Александр Рославец здесь несколько напряжённо.

Удивительно, но первая картина оперы, сцена в Отрадном Наташи, Сони и Князя Андрея, не проиграла и под рояль. Лирический островок в океане «Войны и мира», где чудесно слились голоса Анастасии Барун и Евгении Асановой в дуэте «Ручей, лиющийся по светлому песку». Фактурно просто вылитый, из романа, Князь Андрей — Константин Сучков. Ещё бы прибавить его баритону вокальной свободы.

Привычная в хоровом варианте песня «Было дело на Неве-реке» из кантаты «Александр Невский» свежо и бодро прозвучала квартетом: Борис Рудак, Сергей Радченко, Александр Рославец и Григорий Шкарупа.

Завершали вечер два номера из сюиты «Песни наших дней» Ор.76. Про «Золотую Украину» серьёзно отчитался Александр Киреев и, напротив, шуточно-лёгкие куплеты «Будьте здоровы, живите богато» Александр Рославец понёс в зал, к народу, обращаясь напрямую к зрителям, последние строки дружным хором подхватили все участники концерта.

К сожалению, не удалось послушать повторение программы через день, 8 апреля. Там менялись «ролями», то есть опусами, некоторые исполнители, добавлялись отдельные произведения. Но в целом, думаю, оба раза присутствовало главное: при всём академизме в музыке Сергея Прокофьева всегда чувствуется позитивное начало, как луч солнца сквозь тучи. Это так здорово сочетается с весной на дворе и молодыми голосами в Бетховенском зале Большого театра!

реклама