Заложники времени своего…

На юбилейном концерте Игоря Райхельсона

На юбилейном концерте Игоря Райхельсона

Мы живем в странное время. Заложники принципов всеобщего потребления, настойчиво навязываемого всей планете, мы сами не замечаем, как начинаем играть по диктуемым правилам. А как иначе – жить в обществе и быть свободным от общества нельзя – здесь с основоположниками марксизма не поспоришь. Одно из таких правил – жесткий контроль за информационными потоками, что позволяет манипулировать культурным пространством, где

главным принципом становится не познание мира, духовное развитие личности, а развлечение.

Только не надо про интернет – там с достоверной информацией все очень непросто – с этим тезисом согласится любой продвинутый пользователь. Для чего понадобилась столь витиеватая псевдофилософская преамбула – станет ясно из дальнейшего изложения. А пока, в качестве наглядной иллюстрации вышеупомянутых принципов, достаточно упомянуть, что все мои интернет-поиски сведений о композиторе Игоре Райхельсоне завершились по сути копированием информации из пресс-релиза.

Что родился автор в 1961 году в Ленинграде, там же учился и организовал джаз-квартет «Восходящие звезды», который много гастролировал по СССР (интересно, как это в СССР практически школьнику позволили гастролировать вместо учебы?). Что в 1979 году Райхельсон переехал с родителями в Америку, где учился в Нью-Йорке у Александра Эдельмана (А между прочим, Эдельман – еще будучи студентом Киевской консерватории, называл Горовица, своего сокурсника, «Володькой».).

Это многое объясняет. Во-первых, совершенно не типичное для России (с ее тотальной диктатурой авангарда на композиторских факультетах) сочинение в стиле неоромантизма (но зато более характерное для Америки с их толерантным подходом к обучению – пиши, как хочешь – тебя не подвергнут остракизму и анафеме коллеги и педагоги). А во-вторых, стремление композитора к активному сочетанию академических форм с джазом – хотя и здесь не все так просто. Как говорят знающие люди (Алексей Козлов, например): сегодня в Америке джаз — это почти маргинальное направление, на всю страну всего несколько джазовых клубов. Но, так или иначе, а

именно сочетание симфонических и джазовых стилей дало название концерту «Над барьерами», о котором и пойдет речь.

Начинался концерт в Большом зале Московской консерватории с произведений Бернстайна и Рахманинова. Этим юбиляр (а концерт был приурочен к 55-летию Райхельсона) хотел подчеркнуть преемственность в своем лице двух школ, принципы которых он продолжает в своем творчестве – русской и американской. В качестве исполнителей выступал оркестр «Новая Россия» с Юрием Башметом — дирижером и солистом.

У Бернстайна были выбраны фрагменты из «Вестсайдской истории» — «Пролог», «Где-то» и «Мамбо». Здесь сразу следует оговорить одну особенность, характерную для академических составов вообще, и российских, в особенности. Это большая, мягко говоря, скованность при игре ритмичной, синкопированной музыки – особенно переложений джазовых и эстрадных сочинений, коими можно считать и большинство мюзиклов. Эти особенности в полной мере проявились при исполнении Бернстайна –

не было того драйва, который только и имеет смысл в такой стилистике, — было много громких и шумных ударных.

Поневоле пришло сравнение с венесуэльским молодежным оркестром Дудамеля – там драйва и азарта в избытке настолько, что зрители порой теряют сознание. Да и вообще, судя по сочинениям Райхельсона, ему следовало бы взять, скорее, Гершвина или Аарона Копленда с его этно-симфоническими зарисовками – они, на мой взгляд, идеологически ближе к музыкальному мышлению юбиляра.

А вот Рахманинов — это стопроцентное попадание. И оркестр зазвучал совершенно иначе – глубоко, певуче и, в то же время, мощно. И было достаточно смелым шагом после такой совершенной партитуры, коей является адажио из Второй симфонии, встык ставить собственное сочинение. Завершал первое отделение концерт для скрипки до минор (до минор! в наши дни — тональная музыка!).

Риск себя оправдал — концерт звучал как естественное продолжение предыдущего номера, только с более прозрачной, воздушной фактурой.

Особых слов заслуживает солист – скрипач Сергей Крылов. Успех концерта – во многом его заслуга. Безупречная интонация, яркий, упругий звук, четкое понимание творческой задачи и замысла композитора – такое сейчас встречается очень нечасто.

Что касается самого сочинения – оно, как и остальные опусы академического жанра, прозвучавшие в этот вечер, были наглядной иллюстрацией современного неоромантизма, с его неожиданными тональными смещениями, тембровыми перетеканиями и включениями ритмических и мелодических заимствований из легких жанров (Пьяццола – forever!). При этом, из всего услышанного становится понятно, что

в первую очередь Райхельсон — лирик, со своим, пусть и не очень индивидуальным мелодизмом.

Особо хочется отметить «Reflection» для скрипки, альта и струнных, исполненных с другим башметовским оркестром — камерным — «Солистами Москвы». Полная подлинного трагизма основная тема сразу загипнотизировала зал и не отпускала до конца. Пожалуй, именно это сочинение следует считать эмоциональной кульминацией концерта.

А потом началось шоу! Для исполнения джазовой сюиты, завершающей концерт, на сцену вышел биг-бэнд Игоря Бутмана во главе с ним самим. По-видимому, участие в поп-телепроектах не проходит бесследно, и

Бутман разбавил размеренную академическую рутину непосредственностью «новорусских» корпоративов.

Вручая имениннику подарок, так сказать, как Игорь Игорю, он дал понять, что будет весело. И стало весело!

Сюита задумана как соревнование или, как сейчас модно говорить, battle двух составов – струнного симфонического и биг-бэнда, которые уравновешивает, примиряет и объединяет автор, сидящий за роялем между ними. Такая форма, получившая широкую популярность в балканских странах (Румынии, Сербии и других), правда, для рок- и этно- составов. Как видим, добралась и до академической сцены.

Правда, о джазе в случае райхельсоновской сюиты можно говорить с большой натяжкой, поскольку этот жанр подразумевает все-таки, в первую очередь, импровизацию, причем в блюзовом ладу. Здесь же импровизировали только Бутман и несколько его музыкантов, причем в обычной блюзовой сетке. И спрашивается – а причем здесь автор?

В этих импровизациях ни о каком развитии авторской темы даже речи не шло.

Публика тоже по разному оценила услышанное. Старушки и солидные женщины недовольно ворчали, а партер азартно хлопал и пританцовывал.

Ну и какое шоу без восклицательного знака? Им послужили песни на темы дней рождения – «Happy birthday» и «Пусть бегут неуклюже…», зажигательно исполненные всеми участниками концерта. Инициированные кем? Правильно. См. начало этого материала.

А самое главное — юбиляр был счастлив. Обычно подобные события дают мощный импульс к дальнейшему творчеству. Чего и мы желаем имениннику и всем его друзьям!

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама