Диалоги с Легендой

В Самаре прошел XVI Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест

Серенада. Фото Антона Сенько

В череде балетных фестивалей, проводящихся в нашей стране и завоевавших безусловный авторитет в театральном сообществе, не так много именных. Среди них Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест в Самаре — городе, с которым связана не одна страница творческой биографии выдающейся балерины, занимает достойное место.

Программу нынешнего фестиваля, который назвали «Диалоги с Легендой», составили пять балетных спектаклей и два гала-концерта. На открытии зрители увидели премьеру юбилейного, 85-го сезона Самарского оперного театра — Grand pas из балета Людвига Минкуса «Пахита» с хореографией Мариуса Петипа в постановке Кирилла Шморгонера. В бессюжетности сорокаминутного, в режиме нон-стоп марафона виртуозных танцевальных номеров — главная сложность этого балета, в котором от исполнителей требуются не только виртуозная техника, но и стилистическая точность, и академизм танцевальной манеры. Эти качества в наибольшей степени проявились у Екатерины Первушиной, Сергея Гагена, Дианы Гимадеевой и Марины Накадзима, чего не скажешь о ведущем солисте Викторе Мулыгине, злоупотребившем недостаточно изящными спортивными трюками в сольных вариациях.

Второе отделение вечера можно назвать парадом звезд отечественного балета. Кумирами зрителей стали ведущие танцовщики Большого театра. Успевший покорить самарцев благородством танцевальной манеры и идеальной сценической фактурой Денис Родькин и дебютант фестиваля Юлия Степанова в дуэте из балета «Макбет» продемонстрировали незаурядную артистичность, убедительно передав сложную гамму переживаний и тонкие нюансы взаимоотношений персонажей, которые заключены в выразительной, но лишенной сложных виртуозных акцентов «драмбалетной» пластике Владимира Васильева. Зато в искрометном классическом Grand pas из «Дон Кихота» артисты предъявили весь арсенал своего виртуозного мастерства, приправленного яркой эмоциональностью и исполнительским драйвом.

Сочиненная немецким хореографом Уве Шольцем миниатюра «Соната» на музыку Сергея Рахманинова в исполнении давних любимцев самарской публики Евгении Образцовой и Семена Чудина погрузила в свойственную индивидуальности артистов ауру одухотворенности и высокой поэзии. Мягкой лиричностью, грацией и едва уловимой, непоказной характерностью запомнилась «Русская» Петра Чайковского с хореографией Касьяна Голейзовского в исполнении Евгении Образцовой. В монологе Ленского из балета Джона Крэнко «Онегин» на музыку Чайковского Семен Чудин создал проникновенный образ обаятельного мечтателя-поэта. Обоим артистам свойственны безупречная техника, утонченность и изящество танцевальной манеры, а также исполнительская культура и абсолютная стилевая точность.

Прекрасное впечатление оставило выступление ведущих солистов Пермского оперного театра Инны Билаш и Никиты Четверикова. Их дуэт был отмечен Гран-при проекта телеканала «Культура» «Большой балет» 2016 года, но живое, изъятое из шоу-контекста исполнение артистами двух номеров этого проекта произвело гораздо большее впечатление. Дуэт Инны Билаш и Никиты Четверикова исключительно гармоничен. Танцовщики обладают великолепной техникой и, что особенно ценно, редкостной исполнительской культурой. К тому же и оба представленные ими номера являют собой яркие образцы работы современных хореографов. Это решенные в неоклассическом стиле подернутое поэтическим флером Pas de deux москвича Виталия Тимофеева на музыку из балета Фридриха Бургмюллера «Пери» и хореографическая миниатюра на музыку Сен-Санса «Умирающий лебедь», которая по воле художественного руководителя балета Пермского оперного театра Алексея Мирошниченко превратилась в драматический дуэт, повествующий о верности и любви.

Из трех полнометражных фестивальных спектаклей, за исключением поставленного в 2014 году ленинградским балетмейстером Василием Медведевым «Корсара», два другие — «Жизель» и «Баядерка», практически неизменно присутствующие в афише фестиваля, были гостевыми. В воспроизведенной Габриэлой Комлевой на самарской сцене по канонам петербургской школы «Баядерке» классичность постановки достойно поддержали солистка Михайловского театра Екатерина Борченко — Никия и солист московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Соболевский — Солор. В романтически просветленной сцене «Тени» с наилучшей стороны показался женский кордебалет, порадовав слаженностью и синхронностью движений в, кажется, бесконечной череде арабесков.

«Жизель» стала, пожалуй, лучшим фестивальным спектаклем. С первых минут появления на сцене дебютантов фестиваля солистов Большого театра Нины Капцовой — Жизель и Руслана Скворцова — Альберт в зрительный зал передалась редкостная по своей возвышенности атмосфера, которая воцарилась на сцене. Московские премьеры очаровали классичностью исполнительской манеры, безупречной техникой и артистической выразительностью.

Отличительной особенностью нынешнего фестиваля стало доминирующее присутствие хореографии главного балетмейстера театра Кирилла Шморгонера. Если упомянутые Grand pas из «Пахиты» и «Жизель» — это выполненный им перенос на самарскую сцену классических версий балетов, то заключительный вечер фестиваля состоял исключительно из авторских работ хореографа. В первом отделении был исполнен одноактный балет «Серенада» на музыку одноименного сочинения Чайковского, в котором Шморгонер соединил неоклассическую традицию с настоенной на традициях драмбалета школой. Второе отделение составили фрагменты из балетов и череда хореографических миниатюр, сочиненных Шморгонером в разные годы.

Грустные ностальгические чувства вызвали вальс и адажио из поставленного Шморгонером «Щелкунчика», который пришел на смену присутствовавшей многие годы в репертуаре куйбышевского — самарского оперного театра оригинальной драматической версии этого балета Игоря Чернышева: подчеркнутая пышность предложенной Шморгонером хореографии не вяжется с трагическим подтекстом музыки. В пластике адажио из балета «Дама пик» на музыку Александра Чайковского в исполнении Ксении Овчинниковой — Лиза и Дмитрия Пономарева — Герман также ощущался дефицит соответствующих сюжету драматических эмоций. По существу этот дуэт — ни о чем.

Особенно примечательными показались такие хореографические миниатюры Шморгонера, как поставленный на отдающие ледяным холодком мотивы Сибелиуса «Харон», отличающийся мягким изломом пластики дуэт «Лунный свет» на импрессионистскую музыку одноименной пьесы Дебюсси, гротесковый номер «Цирк» на броские ритмы Стравинского, «Последний лист» с подчеркнуто острой пластикой на авангардной музыке Курехина. Эти номера свидетельствуют о разносторонности интересов Шморгонера, хотя полного соответствия танцевальной пластики столь разнообразному по стилистике музыкальному материалу ему удалось достичь не везде. Концертную программу заключили фрагменты поставленного Шморгонером в Самаре в 2011 году одноактного балета «Танго...танго...танго» на музыку Астора Пьяццоллы, которая в наибольшей степени импонирует молодежной аудитории.

При разнообразии фестивальной программы огорчило то, что современная хореография в исполнении артистов самарской труппы была представлена только работами Кирилла Шморгонера.

Фото Александра Урманова и Антона Сенько предоставлены Самарским театром оперы и балета

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама