Венцы попали в «Стан Тамерлана»

ГСО РТ дал концерт в «золотом зале» — Музикферайне

Александр Сладковский

Ушедший год останется в истории симфонического оркестра из Татарстана как важная веха — в декабре коллектив вместе с главным дирижером и художественным руководителем Александром Сладковским «прорубил окно в Европу» — совершил первое европейское турне. К дебютантам на европейском музыкальном Олимпе не было снисхождения — им достались престижные залы с тонкой, понимающей публикой.

ПО ЕВРОПЕ

Справедливости ради стоит сказать, что ГСО РТ ранее выезжал за границу, вот только полноценными гастролями это назвать было нельзя — то суточные не выплатят, то ночевать приходится на скамейке в парке, то импресарио исчезнет. Но печальные времена завершились шесть лет назад с приходом Александра Сладковского.

Тогда же был взят курс не только на создание новых качественных программ, но и на серьезную гастрольную деятельность. Ведь гастроли в Европе — это не просто концерт, аплодисменты и цветы. Это презентация Татарстана, демонстрация высокого экономического и культурного уровня региона.

Гастроли ГСОР РТ в Европе начались с Братиславы, помимо Вены, были Карлсруэ, Линц, Базель.

Вместе с оркестром выступали Денис Мацуев, давний друг и партнер ГСО РТ, и молодая пианистка Валентина Лисица. Был ли риск для Дениса Мацуева выступать в Вене с оркестром из Татарстана? Надо думать, что нет, потому что последние годы пианист часто выступает с Александром Сладковским и его оркестром, и вряд ли у него были сомнения по поводу качества работы казанцев. А вот для венцев татарстанский оркестр был чем-то абсолютно новым. А к новому, как известно, относятся с настороженностью.

Предрождественская Вена встретила оркестр нарядными улицами, запахом кофе, доносящимся из многочисленных кофеен, и немного легкомысленным – по-венски расслабленным – настроением. Впрочем, расслабляться было некогда. Уже утром оркестр в полной готовности, в концертных костюмах занял место за пультами. И, по сути, отыграл первый концерт — шла запись на телеканал «Меццо». Вечером та же программа была сыграна для зрителей.

«Сказка, не могу поверить», — повторял дирижер. Кстати, в его жилах течет и частичка австрийской крови.

ПЛЕНЕННЫЕ ВЕНЦЫ

Вечером «золотой зал» блистал. Нарядная, респектабельная публика, искушенная и избалованная топовыми музыкантами мира, собиралась медленно, заполняя кресла. Блеск бриллиантов мог соперничать с блеском люстр. Наверняка, часть зрителей была настроена скептически – Вена перекормлена топовыми оркестрами. Но уже после исполнения первого произведения, и это можно сказать с уверенностью, скепсис испарился.

Маэстро Сладковский вышел на сцену в суперэлегантном фраке,

и это было пусть совсем небольшой, но, тем не менее, фишкой казанцев. Сразу же можно было понять, что в Вену приехал европейский коллектив, который хорошо знает протокольные правила. Это, кстати, подчеркнул и респектабельный вид всего оркестра.

Концерт начался мажорно – увертюрой из оперы Глинки «Руслан и Людмила». Державность и праздничность, веселье и задор, масштаб, удаль – все было в игре оркестра, ведомого дирижером. А Сладковский, как всегда, растворялся в музыке. И – некоторая настороженность зала, которая была перед исполнением первого номера, была сломлена, от нее не осталось и следа. «Золотой зал», словно почувствовав кураж, содрогнулся от аплодисментов.

А дальше на сцену вышел Денис Мацуев, следующим номером в программе значился концерт №2 для фортепиано с оркестром Чайковского. Солист, дирижер, оркестр составили непобедимый триумвират, объединяемый музыкой Петра Ильича. Виртуозность игры Мацуева, который легко преодолевал все трудности этого фортепианного концерта, точная работа оркестра, вдохновение, полет, порыв дирижера – все это заставило зал разразиться длительными аплодисментами.

Ну а второе отделение состояло из «Картинок с выставки» Мусоргского в оркестровке Равеля. Сюжетные, яркие, философские «Картинки» были исполнены изящно, с каким-то особым шармом, оттененным непринужденностью и легкостью. И этот импульс легкости от радостного творчества шел от Александра Сладковского.

Но это было еще не все.

Дальше венцы услышали то, что не предполагали услышать.

Длительные аплодисменты зала, естественно, завершились номером на бис. И это был безудержный, шквальный, сметающий все на своем пути, номер, в котором темперамент зашкаливал. Оркестр исполнил свою фишку – «Стан Тамерлана» Александра Чайковского. Равнодушных в зале не осталось, их просто не могло быть. Респектабельные венцы стали добровольными «пленниками» татарстанского оркестра.

Теперь слова «Казань», «Татарстан» стали для европейцев более близкими и понятными, осязаемыми. ГСОР РТ показал, что республика – это динамично развивающийся регион, где в равных пропорциях уделяется внимание промышленности, экономике, образованию и культуре. Благодаря вниманию президента РТ Рустама Минниханова, татарстанский симфонический оркестр стал конкурентоспособным, что подтвердил его первый европейский тур.

На фото: Александр Сладковский

На правах рекламы:
Школа музыки для взрослых и детей в Петербурге приглашает на пробное занятие. Запишитесь на сайте https://www.spmuz.ru/, придите в январе и получите скидку! Обучение с нуля, профессиональные педагоги, собственная студия звукозаписи — наши преимущества.

реклама

вам может быть интересно

Хорошо, но мало Классическая музыка