Звёзды оперы: Оксана Шилова

Оксана Шилова

В лучшем камерном зале Петербурга — Малом зале филармонии — 20 марта состоится премьера сольной программы «Изысканная классика» ведущей солистки Мариинского театра Оксаны Шиловой. В концерте прозвучат редкие романсы, а также арии из опер французских и итальянских композиторов. Накануне концерта в интервью порталу Belcanto.ru певица рассказала о себе и своих родителях, о своём отношении к конкурсам и мастер-классам и дала ценный совет молодым певицам.

— Оксана, вы родились в провинциальном городе Узбекской ССР. Каким было ваше советское детство, каковы наиболее яркие воспоминания из него?

— Детство у меня было очень счастливое и беззаботное. Я росла в полной семье: меня окружали прекрасные родители, бабушка, тетя и дядя, все были очень дружны. Из советского детства мне особо запомнились первомайские демонстрации, на которые мы ходили всей семьей. Когда я училась в первом классе в городе Алмалык, на уроке труда мы делали красные гвоздики, которые потом несли с собой на демонстрацию. Я сидела у папы на шее и кричала «ура», радуясь и ликуя. Сейчас ни за что на свете не стала бы участвовать в демонстрациях — не люблю шумную толпу.

— Расскажите о первых музыкальных впечатлениях и о своих родителях.

— Папа отвел меня в музыкальную школу в возрасте пяти лет, чтобы определить, есть ли у меня слух. Но несмотря на положительные рекомендации, сразу отдавать в музыкальную школу меня не стали.

В нашем доме всегда звучала музыка: папа брал в руки гитару и пел, а мы с мамой и бабушкой ему подпевали. Особенным талантом обладала моя бабушка: она могла сразу же подобрать второй голос.

В детстве я никогда не думала о том, что моя судьба будет связана с музыкой...

Мои родители — учителя истории, заслуженные учителя России. Отец был разносторонней личностью: историк, музыкант, писатель, поэт, художник. Мы проводили много времени вместе, и он очень многое мне дал. Сейчас мне бы хотелось опубликовать сборник его стихов.

Оксана Шилова

— На каком музыкальном инструменте вы начинали, в каком возрасте начали обучаться вокальному искусству?

— Музыкальную школу я закончила по классу фортепиано, на котором я обожала заниматься. Как только я садилась за инструмент, время останавливалось. Мама приходила вечером узнать, сделаны ли уроки, а я все еще сидела в школьной форме за фортепиано. А вот самым нелюбимым предметом в музыкальной школе был хор.

По окончании общеобразовательной школы я должна была поступать в педагогический институт, и на коллоквиуме необходимо было что-то спеть. Мне было 16 лет, но петь я еще не пробовала. Екатерина Васильевна Гончарова за два месяца обучения сумела открыть мой вокальный голос и убедить моих родителей привезти меня в Ленинград.

— Какое впечатление произвёл на вас этот город, что послужило главной причиной переезда в Северную столицу?

— Ошеломляющее впечатление: грязь и роскошь 90-х годов!

Главной причиной моего переезда стало желание научиться пению. Я отчетливо понимала, что стать великой пианисткой мне не суждено, потому что заниматься начала только в 13 лет.

До своего первого приезда в Петербург я не слушала ни одной оперы. Первой оперой стала «Война и мир» С. С. Прокофьева в Мариинском театре (тогда еще Кировском). Я находилась под сильным впечатлением, и именно тогда в первый раз у меня возникла мысль о том, что мне бы хотелось этим заниматься профессионально.

Когда у меня стали получаться первые правильные академические звуки, и вирус вокалиста проник в меня очень глубоко, я твердо решила, что не уеду из этого города, пока не научусь и не достигну чего-то.

— Чем запомнились годы учебы в музыкальном училище и консерватории?

— Я проводила бесконечное количество времени в Мариинском театре: каждый вечер по студенческому билету (тогда была еще такая возможность) проходила на третий ярус и бесплатно смотрела спектакль.

Самым большим потрясением для меня стали выступления Пласидо Доминго, которого в первый раз вживую мне довелось услышать в опере Дж. Верди «Отелло» в 1992 году. Это был невероятный уровень!

Оксана Шилова

— Что дало вам поступление в Академию молодых певцов Мариинского театра?

— Поступление в Академию подарило мне уникальную возможность стоять на одной сцене с настоящими мастерами профессии, которой мне только предстояло овладеть. Впитывая все как губка, не прогуливая ни одной репетиции, не опаздывая, занимаясь с концертмейстерами, посещая все спектакли и слушая больших певцов, ежедневно я училась чему-то новому.

— Расскажите о ваших дебютах на оперной сцене.

— Самым волнительным дебютом стал самый первый выход на сцену в оперной студии Петербургской консерватории в партии Белинды в опере Г. Пёрселла «Дидона и Эней».

В Мариинском театре мой дебют состоялся в роли Деспины в опере В. А. Моцарта «Так поступают все». Я очень долго ждала, когда мне доверят исполнить эту партию. Когда это наконец произошло, в зале присутствовал Валерий Абисалович Гергиев — поэтому можно сказать, что всё случилось очень вовремя.

— Партия Виолетты занимает особое место в вашем репертуаре: она была вашей дипломной работой ещё в консерватории, в этой партии вы выступаете на лучших сценах.

— Да, вы правы, больше всего я пою Виолетту, и это дает мне возможность развиваться. Я спела ее в разных театрах, работала с новыми режиссерами и партнерами, прислушиваясь к их видению этого образа. Подобный опыт помогает мне что-то брать из одной постановки и переносить в другую. Можно сказать, что моя Виолетта создавалась с миру по нитке. Я никогда не останавливаюсь в поисках: в каждом спектакле стараюсь привносить что-то новое в этот образ. К сожалению, довольно часто приходится участвовать в одноразовых проектах, когда необходимо выучить партию, спеть несколько раз и забыть. Поэтому я очень рада, что так часто пою Виолетту и могу постоянно совершенствоваться.

Оксана Шилова

— Победы в конкурсах повлияли на вашу карьеру?

— На сегодняшний день конкурсы — это очень хороший старт для карьеры молодых певцов. Впрочем, одних конкурсов недостаточно: для достижения успеха многие факторы должны сойтись воедино. В то время, когда я участвовала в конкурсах, это было в большей степени хорошей закалкой нервной системы и верным способом утвердиться в правильности выбранной профессии.

— Что дало вам общение на мастер-классах с такими грандами оперного искусства, как Джоан Сазерленд, Елена Образцова, Мирелла Френи, Рената Скотто, Пласидо Доминго?

— Каждый из перечисленных великих певцов не менее великая личность. Им под силу было не произнести ни единого слова, но лишь одним своим появлением сказать очень многое. Мне невероятно повезло, что судьба подарила мне возможность общаться с этими великим людьми и учиться у них. Недостаточно иметь хороший голос и профессию в руках, надо обязательно быть личностью.

— Каково в целом ваше отношение к мастер-классам?

— Когда ты приезжаешь на мастер-класс, невозможно за 45 минут научиться вокальной технике. Но даже за столь небольшое время можно узнать многие музыкальные секреты: где лучше взять дыхание, куда повести фразу. Это всё приходит с опытом, поэтому мастер-классы так ценны и важны для молодых певцов.

— Встречи с какими музыкантами были особо значимы в вашей судьбе?

— Однозначно это встреча с Валерием Абисаловичем Гергиевым, который разглядел мой талант и пригласил меня в театр. Такого количества спектаклей, как в Мариинском театре, пожалуй, нет ни в одном репертуарном театре мира. Это огромная школа и невероятное счастье работать над разными партиями с лучшими мастерами своей профессии.

Оксана Шилова

— Какие партии вы хотели бы спеть в будущем?

— Мне по душе белькантовый репертуар. Хотелось бы спеть Эльвиру («Пуритане» Беллини) и Лючию («Лючия де Ламмермур» Доницетти).

— Между оперным и камерным пением — пропасть. Как вам удается совмещать столь разные стили музицирования?

— Для меня это совсем не пропасть. Многие романсы требуют оперного наполнения. Вместе с тем петь камерную музыку гораздо сложнее, чем участвовать в оперных спектаклях, когда ты можешь «прикрыться» костюмом или декорациями, и рядом тебе помогают партнеры. В камерной музыке ты должен уметь всего за две-три минуты рассказать целую историю и увлечь за собой слушателей. По этой причине у нас мало хороших камерных исполнителей.

— Каковы особенности программы предстоящего концерта в Малом зале Петербургской филармонии?

— Это мой первый сольный концерт, программу которого я выбирала сама от начала и до конца. На концерте 20 марта прозвучат редкие романсы и арии французских и итальянских композиторов. Программа состоит только из тех произведений, которые я очень люблю. Если я буду получать удовольствие от исполнения каждого романса или арии, то это состояние непременно передастся в зрительный зал, и все слушатели уйдут в приподнятом настроении.

— Что помимо музыки составляет смысл вашей жизни?

— Я очень счастлива, что у меня есть большая дружная семья и что я состоялась как мать. Хочу дать советам молодым певицам: какие бы карьерные цели вы не преследовали, надо успеть выйти замуж и родить ребенка. Карьера очень быстро заканчивается, да и жизнь, к сожалению, тоже коротка. К пятидесяти, когда карьера многих сопрано близится к своему завершению, ничего не останется, кроме семьи.

Беседовал Иван Фёдоров

реклама