Рапсодия — норвежская, звучание — интернациональное!

Московские отзвуки Международного музыкального конкурса королевы Сони

Игорь Корябин, 26.11.2017 в 19:19

Гала-концерт на Новой сцене Большого театра России, организованный совместно с Международным музыкальным конкурсом Королевы Сони (Норвегия) и состоявшийся 12 ноября, был назван претенциозно громко – «Молодые оперные голоса мира». Но всё же – не так претенциозно, как на англоязычном сайте конкурса, где вместо слова «молодые», то есть «young», безо всяких обиняков использовано слово «ведущие», то есть «leading» (то же – и в английской версии двуязычной программы Большого). Это, понятно, всего лишь наивный рекламный ход, но впечатления от московского гала-концерта всё же заставляют быть к этому снисходительными: в целом, мы услышали прекрасные голоса, но, как всегда и бывает, далеко не все участники вечера показали себя прекрасными артистами, если под артистизмом понимать как технический, так и вокально-драматический аспект исполнения.

Гала-концерт сопровождал Оркестр Большого театра, за дирижерский пульт которого встал маэстро американо-ирландского происхождения Роберт Туи, неплохо поладивший с певцами. Не думайте, что речь идет о концерте исключительно лауреатов и финалистов Международного музыкального конкурса Королевы Сони, проходящего с периодичностью раз в два года в Осло. Впрочем, таковых было большинство: шесть против двух. Как сюда попали певицы, к этому конкурсу отношения не имеющие, в программе не уточняется, но и меццо-сопрано из Туниса Рихаб Шайеб (Lindemann Young Artist Program при нью-йоркском театре «Метрополитен-опера»), и, особенно, сопрано из Польши Алина Адамски (Young singers project Salzburg Festival 2017) стали украшением программы.

Примкнувшая к лауреатам женская двойка непривычно сочно, рельефно, драматически плотно, но при этом с потрясающе филигранной нюансировкой, исполнила прелестный «цветочный дуэт» Лакме и Маллики из «Лакме» Делиба. Рихаб Шайеб мы услышали и в темпераментно прозвучавшей, стилистически точно прочувствованной ею сегидилье из «Кармен» Бизе, в которой певице в ответных репликах Хозе лишь слегка «помог» итальянский тенор Джованни Себастьяно Сала (лауреат II премии, 2017). Алина Адамски была занята в этот вечер заметнее – в сцене и большой виртуозной арии Лакме («арии с колокольчиками»), в куплетах Адели из «Летучей мыши» Иоганна Штрауса и в финальном трио Маргариты, Мефистофеля и Фауста из «Фауста» Гуно.

Пусть в арии Лакме певица не вполне уверенно ощущала себя в верхнем регистре, пусть не всё в этот вечер получилось у нее должным образом, было очевидно: обучена она хорошо и поет грамотно, правильно. Чувство стиля, врожденная музыкальность и мелкая колоратурная техника доставили в ее пении истинное удовольствие: вокалистка вовсе не пыталась показать свой, несомненно, красивый голос, но создавала изысканно утонченный лирический образ в соответствии с задачами музыкального стиля. С его сменой в куплетах Адели сменился и стиль исполнения, но здесь уже было абсолютное попадание в десятку! Ее партнерами в терцете из «Фауста» выступили южнокорейский тенор Пак Сын Чу (лауреат I премии, 2017) и белорусский бас Александр Рославец (лауреат III премии, 2017), и этот номер стал уверенно «мощным», драматическим завершением программы.

Итак, в наших заметках возникли имена всех трех лауреатов Конкурса королевы Сони этого года, поэтому к ним и переходим. Пак Сын Чу сольно (причем, стилистически – вполне убедительно) исполнил лишь хрестоматийную каватину Фауста, но этого было достаточно, чтобы понять: диапазон его голоса приятной лирической (чуть спинтовой) фактуры досадно ограничен. Знаменитая высокая фермата была взята лишь микстом на piano, что было довольно красиво, но полновесного грудного звучания мы так и не услышали. Этот певец, обладатель голоса яркого благородного тембра, существенно более впечатлил в итальянской стихии – в дуэте Джильды и Герцога из «Риголетто» Верди.

Этот номер оказался явной удачей и украинской сопрано Русланы Коваль, которая в нынешнем году стала финалисткой не только Конкурса королевы Сони в Осло, за что была отмечена специальной премией, но и «Опералии» Пласидо Доминго в Астане (Казахстан). Драматическая наполненность звучания и техническая выучка певицы выявили в образе Джильды уверенный оптимум. Однако очарование бельканто в выходной каватине Лючии из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти нарочитым форсированием, пением «в голос» и спешным движением сквозь музыку большими вокальными скачкáми вместо мелких и неторопливых белькантовых «перебежек» оказалось задавленным: каждый раз бельканто торжественно умирало в момент своего рождения. Повтор быстрой части, чего вечно не дождешься, на сей раз был, но эффекта меломанской радости это так и не произвело…

Джованни Себастьяно Сала «помог» и сопрано франко-датского происхождения Эльзе Драйсиг (лауреату I премии, 2015), подпев в арии Виолетты из первого акта «Травиаты» Верди. Эта певица, которая помимо победы в Осло двухлетней давности, в прошлом году стала лауреатом I премии «Опералии» в Гвадалахаре (Мексика), сольно исполнила также две французские пьесы – сцену и арию «Манон» из второго акта одноименной оперы Массне, а также речитатив и арию Джульетты («арию с зельем») из «Ромео и «Джульетты» Гуно. Но это всего лишь неплохой лирический голос: «грубопомольные», выводящие за пределы академизма, поданные широким открытым звуком интерпретации не только французского, но и итальянского репертуара воззвать к меломанскому восторгу так и не смогли. Но в единственном сольном французском номере – «арии с цветком» из «Кармен» Бизе – итальянский тенор-«помощник» проявил и чувство стиля, и с наилучшей стороны показал свой неплохой лирический голос, хотя тембрально и не самый запоминающийся.

В цехе низких мужских голосов в этот вечер практически безраздельно царил бас Александр Рославец. Но необходимо отметить, что и норвежский бас-баритон Кристиан Валле (лауреат премии Ингрид Бьонер как лучший норвежский участник, 2017) буквально покорил кантиленой и стилем в сцене и арии (романсе) Банко из второго акта «Макбета» Верди (в единственном представленном им номере). И всё же белорусский бас-кантанте легко и вальяжно смог предъявить подлинное певческое мастерство, подкрепленное уверенным и полновесным звучанием великолепно развитого грудного регистра, что у басов по нынешним временам и тенденциям в эстетике пения – большая редкость!

В немецком романтическом репертуаре, в арии Каспара из первого акта «Вольного стрелка» Вебера, певец обнаружил захватывающую эмоционально-чувственную мощь, а во французском репертуаре, в популярнейших куплетах Мефистофеля из «Фауста» Гуно, – дьявольски лирическое обаяние, тончайшую музыкальность и поистине героическую изысканность мелодического рисунка. Эти куплеты вместе с арией Дона де Сильва из «Эрнани» (образцового шедевра бельканто раннего Верди) были исполнены и в финале II Международного конкурса вокалистов Евы Мартон в Будапеште (2016), и тогда они принесли певцу главную награду – Гран-при!

Через горнило Молодежной оперной программы Большого театра России Александр Рославец и Руслана Коваль прошли одновременно, вступив в нее в 2014 году, но сегодня их творческие достижения заведомо несопоставимы. В этом году в Осло еще один певец из Белоруссии, тенор Павел Петров, которого мы не услышали, получил премию финалиста, а Александр Рославец завоевал также приз за лучшее исполнение норвежской музыки.

Бренд Международного музыкального конкурса Королевы Сони у нас пока еще не на слуху. В этом году он состоялся с 8 по 18 августа, и в состав его жюри вошли Бригитта Свенден (генеральный директор и художественный руководитель Королевской оперы в Стокгольме, председатель жюри), Бен Хепнер (известный канадский драматический тенор), Софи де Линт (художественный руководитель Цюрихской оперы), Аннилиз Мискиммон (интендант Норвежского национального театра оперы и балета в Осло), Леонор Розенберг (ассоциативный художественный координатор театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, бывший директор Lindemann Young Artist Development Program), Себастьян Ф. Шварц (генеральный директор Глайндборнского фестиваля), а также Терье Стенсвольд (баритон, старожил норвежской оперной сцены, сделавший впечатляющую европейскую карьеру).

В Москве маэстро Туи, в целом, неплохо поладил и с оркестром. Плоды его усилий вряд ли особо сильно впечатлили в увертюрах к «Силе судьбы» Верди и «Кармен» Бизе, но явно порадовали в интермеццо из «Манон Леско» Пуччини, в «Вакханалии» из «Самсона и Далилы» Сен-Санса и, особенно, в увертюре к «Виндзорским проказницам» Николаи…

На фото:
Ее Величество королева Соня с финалистами, лауреатами и лучшим норвежским участником Кристианом Валле. Норвежский национальный театр оперы и балета. 2017 год (© Marius Nyheim Kristoffersen)
Торжественная церемония открытия конкурса 9 августа 2017 года в Городской ратуше Осло (© Camilla Sophie Storvollen)

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

опера

Коллективы

Симфонический оркестр Большого театра

просмотры: 702



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть