В Казани завершился 36-й Шаляпинский фестиваль

Юбилейные параллели

Уже который год подряд, в феврале в Казани проводится великолепный праздник оперного искусства — Международный оперный фестиваль имени Фёдора Шаляпина. Этот год оказался юбилейным как для самого именинника (мировая музыкальная общественность празднует 145-летие со дня рождения великого певца), так и для композиторов, творчество которых было представлено на 36-м казанском оперном форуме: 205-летие со дня рождения Дж. Верди и 160-летие со дня рождения «последнего оперного классика Италии» (по определению самих итальянцев) – Дж. Пуччини. И поэтому итальянская оперная классика, во многих партиях которой блистал сам Ф. И. Шаляпин, стала преобладающей на прошедшем казанском оперном фестивале.

Форум открылся яркой премьерой оперы «Набукко» Дж. Верди (переломной и знаковой оперой для самого композитора), о которой Belcanto.ru уже рассказывал.

Вердиевский блок на Шаляпинском фестивале был продолжен спектаклями великолепной «срединной оперной триады» композитора — «Риголетто» в захватывающей постановке Михаила Панджавидзе, «Травиатой» в аккуратной постановке австрийского режиссёра Жаннет Астер, «Трубадуром» в оригинальной постановке Ефима Майзеля, а также одним из последних шедевров Дж. Верди — оперой «Аида» в классической постановке Юрия Александрова.

В рамках русского классического наследия были показаны оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского в оригинальном прочтении Ю. Александрова и «Борис Годунов» в хрестоматийной постановке Леонида Баратова и в образно-смысловом преломлении М. Панджавидзе.

Также были представлены блистательное концертное исполнение «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, которое стало одним из запоминающихся событий на казанском оперном форуме, и эклектичная постановка Ю. Александрова оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини.

Весьма символично казанский оперный форум завершил театральную часть форума последней оперой Дж. Пуччини «Турандот» в постановке М. Панджавидзе. В неординарной режиссёрской трактовке «китайской» оперы любовь — сокрушительная и обезоруживающая сила, способная запустить пружину бытия и смерти, времени и вечности, и она же может разрушить последние иллюзии и надежды.

И настоящее короной, венчающей Казанский оперный форум, стал феерический Гала-концерт ведущих солистов оперной сцены. Длившийся более трёх часов концерт был поделён на тематические блоки — шаляпинский, рахманиновский, шекспировский, произвольный, джазовый — и завершился выступлением трёх теноров: Ахмедом Агади, Сергеем Семишкуром (Мариинский театр) и Нурланом Бекмухамбетовым (Московский театр «Новая Опера»).

Парад голосов

Сами организаторы Шаляпинского оперного фестиваля подчёркивают, что главное на форуме — это голоса. Гостями фестиваля стали великолепный баритон Борис Стаценко в партиях Набукко, Риголетто и Жермона; украинский бас Сергей Ковнир, поразивший разнообразием репертуара, исполнив парии Захарии, Спарафучиле, Царя Египта, Феррандо, Пимена, Сурина и Тимура. Приятным открытием стало выступление молодых вокалистов — меццо-сопрано Мариинского театра Регины Рустамовой (в партии Фенены), теноров Антона Иванова (в партии Исмаила) и Рагаа Эльдина Морси (в партии Манрико). Покорили публику и критиков две талантливые солистки Казанской Оперы — Венера Протасова (в партии Джильды) и Гульнора Гатина (в партии Лиу).

Вновь подтвердили свой высокий исполнительский уровень сопрано Оксана Крамарева, Зоя Церерина, Анна Принцева, Ирина Ващенко, Влада Боровко и Светлана Москаленко; меццо-сопрано Елена Витман, Виктория Яровая, Татьяна Ерастова, Лариса Андреева и Дарья Рябинко, тенора Алексей Татаринцев, Сергей Семишкур, Дмитрий Иванчей, Николай Ерохин; баритоны Максим Аниськин, Владимир Мороз, Игорь Головатенко, Владимир Целебровский, Александр Краснов, а также молодой, но весьма перспективный бас-баритон Женисбек Пиязов и его опытный именитый коллега Михаил Казаков.

Интересный исполнительский состав был в опере «Порги и Бесс». Помимо замечательных исполнителей титульных партий Деррика Лоуренса и Кирстен Пипер Браун, хотелось бы отметить колоритного и весьма артистичного Рональда Самма в партии Спортинг Лайфа, а также Нейла Нельсона в партии Джейка и Меету Раваль Смит в партии Сирины. Афроамериканцы — Лакита Митчел и Лестер Линч — помимо гершвинской оперы, весьма органично (и в плане вокала, артистизма, и по внешним параметрам) смотрелись в ролях царственных нубийских пленников в опере «Аида». Особо отметим, что Л. Митчел впервые выступила в партии Аиды, и её дебют на казанской сцене с полным основанием можно назвать успешным.

И безусловно, украшением фестиваля стало выступления любимца казанской публики – солиста Мариинки Ахмеда Агади. Тенор блистал не только в постановках «Аиды» и «Турандот», но и на Гала-концерте, исполнив несколько оперных хитов и завершив своё триумфальное выступление столь ожидаемой публикой арией «Nessun dorma» из оперы «Турандот» Дж. Пуччини, тем самым поставив жизнеутверждающий восклицательный знак под занавес оперного форума.

Нельзя не отметить и труд дирижёров — Рената Салаватова, Марко Боэми, Василия Валитова, Стефано Романи, Аллы Москаленко и Арифа Дадашева, а также работу главного хормейстера Татарского театра оперы и балета Любови Дразиной. Симфонический оркестр, хор и оперная труппа Татарского театра оперы и балета подобны часовому механизму, заведенному на годы вперед: профессионализму и стабильности каждого выступления могут позавидовать именитые оперные театры.

Отдельной строкой хотелось бы выделить запоминающиеся выступления оперного певца, писателя и режиссёра Эдуарда Трескина, ярко проведшего конферансную часть фестиваля. Увлекательно, не без тонких поэтических вкраплений, Э. Трескин вёл публику по коридору времени и памяти, раскрывая знаковые моменты создания представленных на оперном форуме спектаклей.

* * *

Жизнь каждого солидного международного оперного форума – это постоянный поиск, труд людей самых разных профессий: руководства, исполнителей и режиссёров, дирижёров и художников, административных работников и работников постановочных цехов. И этот упорный и нелегкий труд существует только для того, чтобы театр всегда смог гостеприимно распахнуть двери и принять своего зрителя. У Татарского театра оперы и балета много творческих планов и энергии для их осуществления. Так что и следующий, 37-й Международный оперный фестиваль им. Ф. И. Шаляпина, ожидается не менее насыщенным и интересным.

Фото предоставлены пресс-службой театра

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама