«Ласточка» в Камерной опере Гамбурга

Ольга Борщёва, 05.06.2018 в 12:53

25 мая я успела на последнее в этом сезоне представление оперы Пуччини «Ласточка» в Камерной опере Гамбурга.

Ласточка – символ надежды, свободного порыва. В опере это – Магда, стремящаяся, сама не зная куда. Она оставляет банкира Рамбальдо ради провинциала Руджеро, проводит с ним какое-то время на Лазурном берегу, но позже возвращается обратно к богатому покровителю.

Пуччини так пишет об этом своём произведении в письме к либреттисту Джузеппе Адами: «Ласточка раскрывает, насытившись солнцем и красотой синего моря, крылья и летит обратно в золотое гнездо, чтобы так спасти себя и своего возлюбленного. Я нахожу, сюжет не так и плох. А Вы?»

Режиссёром и автором немецкой версии либретто, включая оригинальные диалоги, является Ини Герат. Она мастерски, совсем не механически актуализировала сюжет столетней давности.

Магда (Наташа Двулецки) и её подруга (уже не служанка) Лизетта (Сесилия Родригез-Моран) дефилируют по подиуму в модном салоне Рамбальдо (Титус Витт). Иветт (Фелине Кнабе) – закройщица в белом халате. Они забавляются и танцуют, в том числе, вальсы, которыми Пуччини отдал дань венской оперетте. Баритон Роберт Элибей-Хартог развернулся в вокально крохотной, но сценически разработанной роли циничного, пресыщенного парижской жизнью Гобина. Руджеро (сербский тенор Любан Живанович) появляется в богемно-модном мире в безвкусных клетчатых брюках с картой Парижа в руках, свежий и наивный.

В оригинальном либретто банкир Рамбальдо, содержащий Магду, можно предположить, был женат, и отношения их были во многом деловыми. В истории Ини Герат причина ухода Магды от Рамбальдо – его занятость, сосредоточенность на работе. Он откупается от неё дорогими подарками, чтобы эмоционально не включаться в отношения, хотя по-своему переживает её уход.

Есть три авторских ответа на вопрос, почему Магда покидает Руджеро. В первой изначальной версии 1917 года Магда уходит, потому что убеждена, её предыдущая жизнь является препятствием для брака с юношей из добропорядочной семьи и не хочет показываться на глаза его набожной матери. Во второй редакции, сделанной в 1920 году, решающим оказывается желание Магды вернуться в парижский полусвет. В третьей вариации (1921) Руджеро узнаёт о прошлом Магды из анонимного письма и сам бросает её. При этом музыку Пуччини практически не изменял.

Понятно, что с современностью больше всего перекликается второй вариант. Магда скучает с Руджеро, а перспектива оказаться в мещанском домике с верёвками для белья в саду и уготованная ей роль домохозяйки ужасают её окончательно. Руджеро находит утешение в уходе за цветами.

В костюмах Урсины Цюрхер обыгрываются мотивы полёта, воздуха, голубого неба и плывущих по нему облаков, ласточкина черно-белая окраска и её длинный раздвоенный хвостик.

Главное достоинство спектакля – прекрасная режиссура и актёрская игра на уровне неплохого драматического театра. Среди исполнителей особенно хочется выделить хорошенького немецкого тенора Рихарда Нойгебауэра, сыгравшего роль неудавшегося поэта и писателя Прюнье, возлюбленного Лизетты.

Для камерного зала «Ласточку» адаптировал Этторе Пранди, он же дирижировал. Опера Пуччини, полная светлой печали, утратила непринуждённость и часть мелодического обаяния, став временами грубоватой и пронзительной. Тем не менее, это было интересное акустическое приключение, и его не страшно повторить.

Премьера спектакля состоялась 17 декабря 2017 года

Foto: Dr. Joachim Flügel

Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов в Камерную оперу Гамбурга, Гамбургскую государственную оперу, а также ряд немецких и европейских театров, концертных залов и музыкальных фестивалей.

реклама

вам может быть интересно

Под ликом принцессы Грёзы Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Персоналии

Джакомо Пуччини

Произведения

Ласточка

просмотры: 809



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть