«Ласточка» в Камерной опере Гамбурга

25 мая я успела на последнее в этом сезоне представление оперы Пуччини «Ласточка» в Камерной опере Гамбурга.

Ласточка – символ надежды, свободного порыва. В опере это – Магда, стремящаяся, сама не зная куда. Она оставляет банкира Рамбальдо ради провинциала Руджеро, проводит с ним какое-то время на Лазурном берегу, но позже возвращается обратно к богатому покровителю.

Пуччини так пишет об этом своём произведении в письме к либреттисту Джузеппе Адами: «Ласточка раскрывает, насытившись солнцем и красотой синего моря, крылья и летит обратно в золотое гнездо, чтобы так спасти себя и своего возлюбленного. Я нахожу, сюжет не так и плох. А Вы?»

Режиссёром и автором немецкой версии либретто, включая оригинальные диалоги, является Ини Герат. Она мастерски, совсем не механически актуализировала сюжет столетней давности.

Магда (Наташа Двулецки) и её подруга (уже не служанка) Лизетта (Сесилия Родригез-Моран) дефилируют по подиуму в модном салоне Рамбальдо (Титус Витт). Иветт (Фелине Кнабе) – закройщица в белом халате. Они забавляются и танцуют, в том числе, вальсы, которыми Пуччини отдал дань венской оперетте. Баритон Роберт Элибей-Хартог развернулся в вокально крохотной, но сценически разработанной роли циничного, пресыщенного парижской жизнью Гобина. Руджеро (сербский тенор Любан Живанович) появляется в богемно-модном мире в безвкусных клетчатых брюках с картой Парижа в руках, свежий и наивный.

В оригинальном либретто банкир Рамбальдо, содержащий Магду, можно предположить, был женат, и отношения их были во многом деловыми. В истории Ини Герат причина ухода Магды от Рамбальдо – его занятость, сосредоточенность на работе. Он откупается от неё дорогими подарками, чтобы эмоционально не включаться в отношения, хотя по-своему переживает её уход.

Есть три авторских ответа на вопрос, почему Магда покидает Руджеро. В первой изначальной версии 1917 года Магда уходит, потому что убеждена, её предыдущая жизнь является препятствием для брака с юношей из добропорядочной семьи и не хочет показываться на глаза его набожной матери. Во второй редакции, сделанной в 1920 году, решающим оказывается желание Магды вернуться в парижский полусвет. В третьей вариации (1921) Руджеро узнаёт о прошлом Магды из анонимного письма и сам бросает её. При этом музыку Пуччини практически не изменял.

Понятно, что с современностью больше всего перекликается второй вариант. Магда скучает с Руджеро, а перспектива оказаться в мещанском домике с верёвками для белья в саду и уготованная ей роль домохозяйки ужасают её окончательно. Руджеро находит утешение в уходе за цветами.

В костюмах Урсины Цюрхер обыгрываются мотивы полёта, воздуха, голубого неба и плывущих по нему облаков, ласточкина черно-белая окраска и её длинный раздвоенный хвостик.

Главное достоинство спектакля – прекрасная режиссура и актёрская игра на уровне неплохого драматического театра. Среди исполнителей особенно хочется выделить хорошенького немецкого тенора Рихарда Нойгебауэра, сыгравшего роль неудавшегося поэта и писателя Прюнье, возлюбленного Лизетты.

Для камерного зала «Ласточку» адаптировал Этторе Пранди, он же дирижировал. Опера Пуччини, полная светлой печали, утратила непринуждённость и часть мелодического обаяния, став временами грубоватой и пронзительной. Тем не менее, это было интересное акустическое приключение, и его не страшно повторить.

Премьера спектакля состоялась 17 декабря 2017 года

Foto: Dr. Joachim Flügel

Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов в Камерную оперу Гамбурга, Гамбургскую государственную оперу, а также ряд немецких и европейских театров, концертных залов и музыкальных фестивалей.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама