«Похождения повесы» в Бремене

Ольга Борщёва, 12.06.2018 в 14:17

«Похождения повесы» в Бремене

Опера Стравинского «Похождения повесы», недавно поставленная в бременском Театре на площади Гёте — в музыкальном отношении добротный, в сценическом — несколько безвкусный, но по-своему весёлый спектакль.

Ироничное либретто, сочинённое поэтами Уинстаном Хью Оденом и Честером Кальманом по мотивам цикла картин/гравюр Уильяма Хогарта – просто великолепно. Чего стоит одно только предложение, сделанное главному герою Тому услужливым советчиком Ником Шэдоу («тенью»): жениться на бородатой Бабе, страшной цирковой артистке, и тем самым освободиться от диктата разума и любви, от всех социальных условностей и предрассудков, от тирании желаний и совести, чтобы обрести абсолютную свободу и с ней счастье!

В музыке Стравинского, как бы не воспевали его единственную оперу, всё же не хватает музыкальных красок, живости, так что, всем интереснейшим персонажем Одена словно негде развернуться. Дирижёр Хармут Кайль вел спектакль ровно, но недостаточно выразительно акцентировал то немногое захватывающее, что в музыке есть.

Основная декорация в постановке режиссёра Михаэля Тальке и сценографа Барбары Штайнер представляет собой зал ожидания со светящейся надписью на стене «I wish I were happy». Люди сидят и терпеливо ждут, когда же они, наконец, будут счастливы. Том Рейкуэлл (Хиойонг Ким) – обычный очкарик в серых джинсах, средний человек, мечтающий о счастье, а не о надёжной должности в банке. Он не выдержал напора свалившихся на него событий, вообразил себя Адонисом и навсегда застрял в зале ожидания, превратившемся в сумасшедший дом.

В открывающей оперу пасторали смешались картонные овечки и плюшевые зайчики, ангелочки в стиле бидермейер, рокайльные розово-голубые платья и китчевое сердце, носимое Энн Трулав («истинная любовь»). Несколько резковатое по тембру сопрано Марисоль Шалит в финальных сценах достигло нужного уровня прозрачной трогательности. Возвращения Тома она ожидала на фоне золотых свинок: неспроста копилки часто бывают в виде свиней – символа счастья, плодовитости и богатства.

Трудолюбивый папаша Трулав (Лорен Ланг) выходит в парике, фартуке и почему-то в резиновых ботах. Стройная фигура Ника Шэдоу появляется «из-под земли» в клубах дыма, он носит чёрный сюртук и косичку как припорошенный сажей философ-просветитель. Тёмно-бархатный бас-баритон Кристофа Хайнриха вполне располагал к себе и вызывал доверие.

Дирижёр Хармут Кайль характеризует бордельное ариозо Тома как отзвук «Un'aura amorosa» — арии Феррандо из оперы Моцарта «Così fan tutte»: в обоих случаях любовь подвергается испытанию (и проигрывает). В борделе крутятся в неоновом свете гетеры, барочные куртизанки, зайчики Playboy, мужчины и женщины, как бы представлены публичные дома всех времен. В центре – Матушка Гусыня (Ульрика Майер), иногда показывающая мускулистые ноги, скрытые пышной розовой юбкой.

Баба в бременском спектакле – обезьянка в сверкающей диадеме и на каблуках. Надо признать, обезьянка эта – очень миленькая. Чувственное меццо-сопрано Натали Мительбах и её женственная грация сделали её очень обаятельной и дали почувствовать, что композитор и либреттисты относится к Бабе, всё-таки, с большой симпатией. Приятный бродвейский мотив, участливое отношение к Энн подсказывают, что она – по-своему неплохое и небезынтересное существо.

Машинка, превращающая камни в хлеб, в бременском спектакле стала картонной коробкой: проталкиваешь пластиковый стаканчик, взамен получаешь булочку – нет голоду и загрязнению окружающей среды! Кристиан-Андреас Энгельхардт сыграл роль Селлема – исполненного чувства собственной значимости аукциониста, умудрившегося продать даже лежащую без чувств Бабу.

Небольшой зал отлично подошёл для постановки камерной по своему характеру оперы Стравинского, посещение которой можно приятно совместить с осмотром выставки «Тюльпаны, табак, лов сельди: Золотой век голландской живописи», проходящей в Кунсталле в тридцати метрах от театра.

Премьера состоялась 27 мая, рецензируемый спектакль — 3 июня 2018 года.

Foto: Jörg Landsberg

Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов в бременский Театр на площади Гёте, Гамбургскую государственную оперу, а также ряд немецких и европейских театров, концертных залов и музыкальных фестивалей.

реклама

вам может быть интересно

Номер три, Третий и Третья… Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Персоналии

Игорь Стравинский

Произведения

Похождения повесы

просмотры: 1246



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть