Ледяной дом обжигающей красоты…

Российская премьера балета «Хрустальный дворец»

Игорь Корябин, 09.10.2018 в 22:55

По количеству новых балетов, ставящихся год от года в мире, несомненно, лидируют работы в эстетике танца модерн, созданные большей частью на написанную ранее музыку, изначально для них не предназначенную, в том числе и на электроакустическое либо иное звуковое сопровождение. Лишь в считанных случаях современная хореография рождается на основе оригинального музыкального материала, и, конечно же, год от года появляются новые перелицовки старых классических балетов, прочно зиждущихся на хореографии и музыке романтического XIX века, но эта история – совсем иная, театрально-музейная. В наш прагматично-жесткий, изломанный век ее эстетическая востребованность на контрасте с иррациональностью современного балета основана на мощном базисе истории балетного театра прошлого, так что классической хореографии кануть в Лету это не даст никогда!

Абсолютно новый балет Алексея Шора «Хрустальный дворец», поставленный в чистой эстетике классической феерии XIX века, как раз и являет собой образец оригинальной классической музыки в духе забытой романтической традиции, но, несмотря на явный дар мелодиста, композитор словно складывает партитуру из блоков-повторов, меняя темпы, динамику, штрихи, но практически не давая раздолья многокрасочности и изысканности оркестровки. Сочинять мелодии, когда развитие композиции сегодня идет в основном по линии модного усложнения формы в ущерб демократичности и «душевной осязаемости» содержания, считается теперь чуть ли не моветоном, но Алексей Шор – один из тех редких композиторов-мелодистов, который ставит это во главу угла своего творчества. И всё же, полновесно заявляя о себе как о самобытном созидателе, разработчиком-полифонистом яркой мелодической фактуры он выступает в значительно меньшей степени: «блочность» его партитуры отчасти взывает даже к приемам минимализма, хотя щедрая мелодическая линия, которая проводится композитором сквозь весь балет, минимализму явно не снилась!

В то же время глобальный мелодизм этой партитуры без сквозной вариативности и кардинально новых обретений по ходу сюжетного развития однообразен, а классическая, но заведомо «перепевная», вторичная хореография наивна и «усыпляюще» бесхитростна. Мировая премьера «Хрустального дворца» прошла на Мальте в июле 2017 года в рамках торжеств по случаю 50-летия установления дипотношений между Россией и Мальтой, но музыка балета, прозвучавшая 10 сентября этого года в Государственном Кремлевском дворце в Москве, – последняя (доработанная и, надо полагать, улучшенная) оркестровая версия. В нынешнем году до Москвы «Хрустальный дворец» был показан в Армении, и это закономерные, последовательные звенья одной организационно-творческой цепи.

Этот балет родился на Мальте, так как уроженец Киева Алексей Шор, ныне живущий в Нью-Йорке, – композитор-резидент Академии Мальтийского филармонического оркестра (Валлетта). Впрочем, и Государственного симфонического оркестра Армении – тоже. В 2017–2018 годах он – композитор-резидент ежегодного Мальтийского международного музыкального фестиваля (MIMF), а также проводившегося в этот период в масштабах Европы и Азии многоступенчатого Фортепианного конкурса, финальный этап которого прошел на Мальте в дни фестиваля. MIMF – самый значимый проект Европейского фонда поддержки культуры (EFSC), учрежденного и базирующегося на Мальте (президент – Константин Ишханов), а «Хрустальный дворец» Алексея Шора – один из оригинальных, эксклюзивных проектов фонда. Так что всё сходится на Мальте: благодаря EFSC, показы нового балета стали возможны и в Армении, и в России, а премьера в Москве прошла при участии Ассоциации поддержки культурных инициатив и, конечно же, при содействии Государственного Кремлевского дворца.

Но спешим сделать уточнение: «Хрустальный дворец» – это не просто балет, а балет с элементами драмы и оперы, и в его московском исполнении принял участие сводный симфонический оркестр из музыкантов московских оркестров. У истоков театральной жизни опуса еще на Мальте стоял замечательный маэстро Павел Клиничев, штатный дирижер Большого театра России, широко известный театральными работами не только в Москве, но также Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Несмотря на полную несовместность академической музыки с площадкой-монстром Кремлевского дворца, где естественной акустики попросту нет, а музыку приходится воспринимать посредством усиления через динамики, маэстро сумел добиться от оркестра такого оптимума звучания и благородной чувственности, что неординарно сильное впечатление опус Алексея Шора, в целом, произвел. Павел Клиничев – музыкант, чувствующий и понимающий специфику музыкального театра интеллектуально тонко и осмысленно глубоко, поэтому композиционная ткань спектакля, несмотря на оговорки в плане ее шероховатостей от «утолщенных нитей», смогла увлечь, с головой погрузить в океан застывшей мелодики.

Аллегория контраста царственного холода власть имущих и безыскусно простого тепла человеческих отношений, контраста леденящей бесчувственности и обжигающей красоты, в сюжете практически бессюжетного (или, точнее, абстрактно-сюжетного) балета, берущего из факта истории лишь внешнюю зацепку, лишь каркасную фабулу, и есть главное. В основе драматургически слабого, не мотивированного сквозным развитием либретто Екатерины Мироновой и Александра Сомова (в прошлом артистов Большого театра России), выступивших на сей раз балетмейстерами-постановщиками, лежит эпизод эпохи царствования императрицы Анны Иоанновны, восседавшей на российском престоле с 1730 по 1740 год. Преломленное отражение тех событий, в частности, фигурирует в известном историческом романе Ивана Лажечникова «Ледяной дом» (1835).

Хрустальный дворец в названии балета и есть ледяной дом, место для которого было выбрано на Неве между Адмиралтейством и Зимним дворцом (приблизительно на месте нынешнего Дворцового моста) и который был построен для свадьбы придворного шута, опального князя Михаила Алексеевича Голицына (Квасника), и шутихи-калмычки Авдотьи Ивановны Бужениновой, любимицы императрицы. Безумно расточительное, но помпезно обставленное мероприятие с многочисленной массовкой ряженых и музыкантов граничило с жестокостью, ведь супругов на «первую брачную ночь» заперли под охраной в ледяном доме, выпустив едва живыми лишь под утро. Реализации «царского проекта» в феврале 1740 года, в последний год жизни и правления Анны Иоанновны способствовали лютые холода, когда температура постоянно держалась ниже тридцати градусов мороза, а ледяной дом растаял лишь только в апреле…

Два акта нового балета – два полюса пышного многоцветья лета и «хрустального» холода зимы, а сцены спонтанно сменяют друг друга безо всякой логической мотивации. Первая – аллегория влюбленных Шута и Шутихи в райском саду, которых Ангел (почему не Амур?) ранит своей волшебной стрелой. Вторая – потрясающе зрелищная сцена царской охоты с настоящими скакунами: в ней впервые появляется Анна Иоанновна. Третья сцена застает императрицу в Зимнем дворце: в череде важных государственных дел она издает указ о создании «танцовальной» школы по запросу обосновавшегося в России француза Жана-Батиста Ланде, которому история уготовала роль основоположника русской хореографии (такая школа – ныне Академия русского балета имени Вагановой – была основана в 1738 году). Первый дивертисмент балета – сцена домашнего театра с воспитанницами школы. Четвертая сцена – большой дивертисмент, театрализованное представление с вереницей персонажей в дворцовом парке в присутствии императрицы, к которому подключаются влюбленные Шут с Шутихой. Умиляясь их отношениями, Анна Иоанновна объявляет о свадьбе, приказывая построить для этой пары ледяной дворец на Неве, а Оперная дива с высоты солнечного диска поет оду во славу императрицы.

Если первый (летний) акт воспринимается довольно реалистично, то две картины второго (зимнего) акта – «чистейшего льда» сказочная холодная абстракция. Первая – сад замерших цветов. Вначале в нём появляется Оперная дива в образе Белой дамы, чтобы спеть в балете свою законную оперную арию. Гостью встречает Фея замерзшего сада цветов, с участием которой начинается еще один дивертисмент – большой ансамблевый гран-па: искрясь своим завораживающим ледяным блеском, сад замерзших цветов оживает… Вторая картина – свадьба, на которой Фея замерзшего сада дарит невесте фату, а императрица – клетку с райскими птицами. Начинается веселье, и одну из райских птиц – настоящего голубя – императрица выпускает на свободу, но когда свадебный кортеж с императрицей уезжает, оставляя молодоженов одних в ледяном дворце, то, что начиналось «за здравие», увы, заканчивается «за упокой». Аллегория финальной сцены еще с одним голубем (или соколом) – на сей раз стеклянным, разбивающимся при попытке супругов также выпустить его на свободу – и пронзительно-чувственным реквиемом, поющимся «детским хором ангелов» заложникам царской забавы, развеивает романтические иллюзии, как дым. Хотя в либретто об этом – ни слова, не вызывает сомнений то, что балетная «потеха», коей она предстает практически на всём протяжении балета, перерастает в финале в самую настоящую трагедию. А стилизованный под эпоху барокко роскошный антураж спектакля – плод совместных усилий сценографа Сергея Тимонина, художника по костюмам Елены Нецветаевой-Долгалевой и художника по свету Антона Стихина.

Из трех вечных вопросов искусства эта постановка вполне эффектно и зрелищно отвечает на вопрос «что?», не менее эффектно благодаря исполнителям отвечает на вопрос «как?», но на главный философский вопрос «зачем?» ответа так и не дает… Трагический финал балета из его предшествующих сцен абсолютно никак не вытекает: он явно надуман, ведь исторические прототипы главных героев – Шута и Шутихи – после ледяного плена всё же выжили, и не только выжили, но еще и произвели на свет плоды такой необычной любви! Ярко барочное оформление спектакля в стилистике театра эпохи Анны Иоанновны, с которой история музыкального театра в России, собственно, и начинает свой временнóй отсчет, превосходно, изумительно, но с классикой романтической хореографии, на которой строится весь этот проект, невольно создает очень тонкий, едва уловимый диссонанс.

Однако камень преткновения, в конце концов, не в этом, а в том, что сама классическая хореография, раз уж сделана заявка на синкретическое действо с разговорными диалогами, отданными на откуп Анне Иоанновне, и вокалом, должна быть не просто дивертисментной, а драматургически действенной, танцевально говорящей, но ведь этого нет! Получается так: веселились-веселились, развлекались-развлекались, а в финале главные герои вдруг скоропостижно умирают. Отчего – физически понятно, но психологически весьма туманно. С другой стороны, подумалось и о том, что от всевозможных «концептуальностей» и в оперном, и в современном балетном искусстве мы сегодня так устали, что при генеральном императиве мелодики встреча с абстракцией чистой красоты, пусть даже и обжигающей холодным формализмом «разводной», лишь явно иллюстративной хореографии, – итог всё равно позитивный, тем более, что среди исполнителей немало известных имен.

«Конфетный» образ Анны Иоанновны, пленяющей русской речью с милым акцентом, довольно удачно удается звезде итальянского киноэкрана Орнелле Мути. Шут и Шутиха – звездная пара Иван Васильев (Михайловский театр) и Мария Виноградова (Большой театр). Фея замерзшего сада цветов – Мария Аллаш (Большой театр). Оперная дива и Белая дама – сопрано Анна Нечаева (Большой театр). В спектакле также заняты артисты музыкальных театров России, Школы классического танца под руководством Геннадия и Ларисы Ледях и Детского хора Большого театра. Оригинальную страницу в новейшую историю балета российская премьера «Хрустального дворца» всё же вписывает, но «хрустальный дворец человеческих отношений», лишь «пригрезившийся» в балете как наваждение, не растаяв, разбивается, как подброшенный в небо, но так и не вкусивший полета стеклянный сокол...

Фото Рустама Калимуллина

реклама

вам может быть интересно

Торнадо Валерий Гергиев Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

балет

Персоналии

Иван Васильев, Павел Клиничев, Анна Нечаева

просмотры: 1327



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть