И снова Верди

«Луиза Миллер» в Большом зале консерватории

Большой зал консерватории

Государственная академическая симфоническая капелла России во второй раз за последние полмесяца одаривает московскую публику исполнением вердиевских творений. Неделю спустя после представления в Зале имени Чайковского оперы "Набукко" коллектив осуществил новую концертную премьеру в Большом зале консерватории - "Луизу Миллер", редкую для России оперу итальянского маэстро на шиллеровский сюжет. Как и в прошлый раз на ведущие партии были приглашены в основном солисты Большого театра, однако за дирижёрский пульт теперь встал Валерий Полянский.

Вообще то, что делает Полянский со своей капеллой в плане исполнения несправедливо забытых, редко звучащих или новых произведений заслуживает всяческого уважения. За последние годы московская публика смогла вновь услышать "Сорочинскую ярмарку" и "Войну и мир", "Кащея бессмертного" и "Боярыню Веру Шелогу", "Черевички" и все оперы Рахманинова. Грандиозным проектом стала российская премьера последней оперы Альфреда Шнитке "Джезуальдо". На очереди также не звучавшая долгие годы в России опера У.Джордано "Андре Шенье" и мировая премьера "Сестры Беатрисы" А.Гречанинова. "Луиза Миллер" к сожалению, действительно, не частая гостья в нашей стране, хотя в своё время её российская премьера в Москве (1857 год) состоялась всего через восемь лет после первого исполнения в Неаполе. Однако после 1934 года она не имела ни одной постановки, ни в столицах, ни в провинции. Такое невнимание к этому, уже достаточно зрелому произведению композитора удивительно, поскольку опера, бесспорно обладает немалыми достоинствами: это и само либретто, основанное на произведении великого немецкого драматурга, полное трагических, роковых коллизий; это и тщательная прорисовка музыкальных характеров, наиболее выпуклыми из которых получились главная героиня, первая из ряда пленительных женских образов Верди, а также графский секретарь Вурм, отпетый злодей, предвосхищающий титанический образ Яго; наконец, это сама музыка оперы в целом - яркая, эмоциональная, по-вердиевски богатая мелодически, с прекрасными дуэтами и ансамблями, замечательными хорами.

Всё богатство партитуры оркестру капеллы на сей раз удалось передать в полной мере. Было даже удивительно услышать столько жара, экспрессии и в то же время аккуратности и понимания стиля от коллектива, который всего неделей ранее совершенно безуспешно "мусолил" другой вердиевский опус. На высоте был и хор, которому в этот раз не пришлось выполнять несвойственные функции: хоры в "Луизе" не чета "набукковским", в них нет столько страсти, плакатной экспрессии, эмоционального надрыва, здесь не требуется эпическая мощь. Напротив, достаточно лёгкие по звучанию, с заковыристым ритмическим рисунком, они позволили продемонстрировать все лучшие качества коллектива: мастерски исполненный акапелльный хор яркое тому подтверждение.

Вокальное исполнение также в целом было на достойном уровне, хотя и не все певцы по своим данным подходили выбранным партиям. В заглавной роли выступила Екатерина Морозова, знакомая москвичам по работе в "Новой опере", не слишком успешной прошлогодней премьере "Руслана и Людмилы" в Большом (партия Людмилы) и замечательному спектаклю "Золушка" россиниевского фестиваля в Пезаро (партия Клоринды), не так давно показанному по телеканалу "Культура".

Певица провела партию очень эмоционально, с хорошим пониманием стилистики произведения, порадовала высоким уровнем вокальной техники вообще, и колоратурной в частности. Одно плохо: лёгкое сопрано Морозовой всё-таки "жидковато" для экспрессивной партии Луизы, где требуется скорее спинтовый звук, поскольку, чуть спускаясь из верхнего регистра, где её голос звучал звонко и виртуозно, певица безнадёжно "тонула" в оркестровой пучине.

В меньшей степени, но всё же практически то же самое можно сказать и о Всеволоде Гривнове (Рудольф), в тот вечер, пожалуй, лидировавшем среди вокалистов. Партия спета превосходно и в техническом, и в эмоциональном плане, но красивому лирико-спинто певца иной раз не хватало мощи, по причине чего ему периодически приходилось прибегать к форсажу. Увы, настоящие драматические голоса - большая редкость по нынешним временам, и, скорее всего Гривнову предстоит и впредь в силу своих возможностей восполнять этот недостаток.

Самарскому певцу Андрею Антонову с его густым басом вполне удался образ злодея Вурма, чьё внешне интеллигентное пение было полно ядовитых, омерзительных интонаций. Хорош был и Александр Киселёв, создавший образ тупоумного и деспотичного графа Вальтера: мощный бас певца властно довлел над всем происходящим. Для "ударницы" оперного цеха Ирины Долженко (за один только февраль - и Любовь Кочубей в премьере "Мазепы", и спектакли текущего репертуара в Большом, и Фенена в уже упомянутом концертном исполнении "Набукко") партия герцогини Федерики была явно низковата, хотя в целом певица с ней справилась неплохо. Отец главной героини, отставной солдат Миллер в исполнении геликоновца Игоря Тарасова тоже был на уровне (Тарасову весьма удалось изображение неподдельных страданий своего героя за судьбу дочери), если бы не слишком уж натужный верхний регистр певца. Солистке капеллы Людмиле Кузнецовой (крестьянка Лаура) наконец-то нашлась действительно подходящая роль - для такого некрасивого тембра, каким обладает певица, и подозрительной интонации только "моржовые" партии и могут быть впору (не совсем ясно, чем ранее руководствовался маэстро Полянский, назначая эту певицу на столь крупные партии как Хивря в "Сорочинской ярмарке" и Солоха в "Черевичках").

В целом концерт, безусловно, получился удачным, и заявка Валерия Полянского на вердиевский оперный репертуар уже не выглядит столь претенциозной.

реклама

вам может быть интересно

Цена «Жизни» Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама