Мы — нация волонтеров

Опера Лос-Анджелеса за 20 лет вошла в театральную элиту мира. В ее бюджете — лишь один процент господдержки.

В этом году Лос-Анджелесская опера вступила в свой двадцатый сезон. Казалось бы, событие локальных масштабов. Если бы не одно но... Кинематографическая столица мира в то же время столица жизнерадостной глупости. Отсюда блондинки пошли в анекдоты, а вечеринки - в таблоиды. Этот город навеки соединился с феноменом пляжной культуры и философией расслабленности. Поэтому, когда 20 лет назад инициативная группа решила организовать постоянную оперу, идею приняли, мягко говоря, скептически. Произошло, однако, маленькое чудо. Лос-Анджелесская опера, стартовав буквально с нуля, безо всякой правительственной поддержки вошла в мировую оперную элиту. Это произошло в первую очередь потому, что в судьбе театра удачно сплелись артистический гений художественного руководителя Пласидо Доминго и финансовый гений председателя совета директоров Марка Стерна. "Я вырос в фермерской семье, и понятие "опера" было бесконечно далеко от нас. А теперь это любовь, и думаю, что до конца жизни" - так началась беседа с одним из самых успешных менеджеров Лос-Анджелеса.

— Быть председателем правления и главным исполнительным директором - это ведь не основная ваша работа?

— Вы имеете в виду, где я зарабатываю деньги? Нет. За председательство плачу я. Равно как и все члены совета директоров. Мы - главные спонсоры оперы. Но я не считаю, что здесь не основная работа, я трачу на нее не меньше времени и сил, чем на ту, которая платит мне: я работаю вице-председателем французской компании Societe Generale по Северной Америке, отвечаю за ее подразделение TCW. Наша компания - инвестиционная, управляет более чем ста двадцатью миллиардами долларов капиталовложений наших клиентов, и чуть более одного миллиарда из них вложено в России в московскую недвижимость. Так что в Москве я бываю регулярно и, если есть возможность, вырываюсь в Петербург, чтобы посетить мой любимый Мариинский.

— Россия некогда славилась традицией меценатства, которая сейчас начинает возрождаться. Поэтому опыт оперы представляется чрезвычайно интересным. Я понимаю, что главная ваша обязанность - обеспечить финансирование, собрать деньги?

— Да, опера - дело дорогое. Продажа билетов покрывает примерно половину стоимости постановки, государство дает максимум один процент, остальное - на спонсорах. Еще Алекс де-Токвилль в своих записках назвал главную черту американского характера - постоянную готовность помогать друг другу. Мы - нация волонтеров, нация дающих, и каждая неприбыльная организация старается максимально эту традицию использовать. Лос-Анджелесская опера не только не исключение, а один из лидеров по сбору денег. Хотя... я знаю одного настоящего гения по работе со спонсорами, и он не американец. Это - Валерий Гергиев.

— Но имя Пласидо Доминго тоже мощное орудие для привлечения средств?

— Без Пласидо этого театра вообще бы не было. Он не просто певец, каких в мире наперечет, он еще и замечательный лидер, строящий ясную программу и добивающийся ее выполнения. В 1986 году, когда Лос-Анджелес вообще отсутствовал на оперной карте мира, Пласидо был приглашен художественным консультантом. А в 2000 году он согласился занять пост художественного руководителя, отвечать за все и принимать решения... Конечно, его имя действует на спонсоров завораживающе, но мы должны разумно использовать волшебство этого имени, а соединить его с убеждениями, что город мирового класса попросту не может обойтись без оперы мирового класса (равно как и без филармонии мирового класса, без музеев мирового класса и т.д.) - это уже задача совета директоров. Нам приходится каждый год собирать не менее 25 миллионов долларов частных пожертвований, без которых театр не мог бы существовать.

— Герой романа "Золотой теленок" Остап Бендер знал 400 способов относительно честного отъема денег у населения. Как с этим у вас?

— К сожалению, наш арсенал значительно беднее. Во-первых, порядка сорока процентов всех пожертвований падает на членов совета директоров, то есть зажиточных людей, уже отравленных этим сладким ядом. Следующий круг - спонсоры, не входящие в совет. Этот круг нужно постоянно расширять, и мы здесь, кажется, нашли решение. Уже лет десять, как мы завели подписку на весь сезон. Тот, кто подписался, - наш. Он уже показал свой интерес, у него водятся деньги, раз он смог подписаться. Для таких спонсоров мы устраиваем порядка сорока специальных мероприятий в сезон. Здесь и два гала - к открытию сезона, и к его закрытию, здесь т.н. салоны, когда мы приглашаем в гости самых ярких артистов, композиторов, дирижеров, и они делятся своими планами, просто разговаривают со спонсорами, а такие разговоры - лучший манок, попробуй встреться еще накоротке с мировой звездой. Мы устраиваем экскурсии в цеха, чтобы наши спонсоры чувствовали себя причастными к рождению спектакля, мы устраиваем лекции, семинары для них. Но, надо сказать, и не только для них.

Билеты в оперу - дорогие, это факт, от которого не уйдешь. В течение года мы раздаем примерно сто тысяч бесплатных билетов учащимся беднейших школ города, чтобы дети, чьи родители не могут купить билет, все-таки получили образование оперного слушателя. Такая раздача - вещь одновременно и благодарная, и печальная - правительство постоянно сокращает ассигнования на культурное образование. И здесь я опять должен сказать комплимент советской системе образования. По роду службы мне приходится часто встречаться с россиянами, прошедшими через советское образование: выпускники наших школ и близко не стоят по разносторонности развития, по общекультурному уровню. Дай Бог, чтобы новая Россия не растеряла этот золотой багаж. Но вернусь к мероприятиям. Мы устраиваем тематические мероприятия, так как наша аудитория очень разнородна в культурно-этническом смысле, и мы стараемся, чтобы каждый ее сегмент чувствовал интерес к себе.

... На пресс-конференции, посвященной началу нового сезона, Пласидо Доминго пообещал восемь премьер. Марку Стерну есть над чем потрудиться.

Марина Очаковская, Лос-Анджелес, mn.ru

реклама

вам может быть интересно

Люди и крысы Культура

рекомендуем

смотрите также

Реклама