Ашуг

Категории словаря

от тюрк. ашик, букв. — влюблённый

Народный профессиональный поэт и певец у азербайджанцев, армян и соседних с ними народов СССР и зарубежных стран. Искусство ашуга синтетично. Он создаёт мелодии, стихи, эпич. сказания (дастаны), поёт, аккомпанируя себе на сазе (Азербайджан), таре или кеманче (Армения). В исполнении А. есть и элементы драм. иск-ва (мимика, жест и т.п.). Нек-рые А. являются только исполнителями. Предшественниками А. в Азербайджане были озаны (др. назв. - шуара, деде, яншаг и т.д.); в Армении - гусаны (мтруп-гусаны, тагерку).

Наиболее ранние сведения об А. содержатся у арм. историков Мовсеса Хоренаци, Павстоса Бузанда, Егише и др., в азерб. сказании "Китаби-Деде Коркуд" (10-11 вв.).

Осн. часть творчества А. составляют песни. Дореволюц. ашугские песни обличали тёмные стороны феод. быта, воспевали героич. борьбу против тирании, прививали народу любовь к родине. После установления Сов. власти песни А. наполняются новым содержанием, связанным с большими преобразованиями в обществ. укладе и быте, с социалистич. строительством.

Ашугские мелодии обычно узкого диапазона и излагаются в высоком регистре. Мелодич. движение плавное; за небольшими скачками (на терцию, кварту) следует их заполнение. Типичны повторность, вариантность попевок и целых построений, метроритмич. богатство. Иногда мелодии подчинены чёткому тактовому размеру, напр.:

Иногда ашугские мелодии подчинены чёткому тактовому размеру

Порой они отличаются речитативно-импровизац. свободой. Известно ок. 80 классич. мелодий, составляющих постоянный репертуар А. Их названия определяются поэтич. формами ("гэрайлы", "диваны", "мухаммес" и т.д.), местностями, где они наиболее распространены ("Гёйчэ гюлю"), дастанами, в к-рые они входят ("Кереми", "Кёр-оглы") и т.д. Эти напевы, сохраняя свой осн. интонац. стержень, постоянно обогащаются мелодически и ритмически. На одну и ту же мелодию исполняются разл. поэтич. тексты. Ашугские песни куплетны. Большую роль в них играют инстр. интермедии. В музыке А. возникают элементы гармонич. многоголосия - кварто-квинтовое, терцово-квартовое и др. созвучия (на сазе).

Крупнейшие азерб. А. прошлого - Гурбани, Аббас Туфарганлы (16 в.), Дильгам, Валех, Шикесте Ширин (18 в.), Алескер (19 в.). А. нашего времени - Асад Рзаев, Мирза Байрамов, Ислам Юсифов, Авак, Гара Мовлаев, Талыб Мамедов, Шамшир Годжаев, Акпер Джафаров, Адалет (исполнитель-виртуоз на сазе); И. Юсифов организовал хор ашугов из 25-30 певцов и исполнителей на баламане.

Наиболее видные арм. А. прошлого - Саят-Нова, Дживани, Шерам, Нагаш Овнатан, Ширин, Мискин Бурджи, современные А. - Григор, Гусейн, Серон, Аваси, Ашот и другие.

Стилистич. особенности музыки А. нашли претворение в ряде соч. проф. композиторов, напр. в операх "Алмаст" Спендиарова, "Шахсенем" Глиэра, "Кёр-оглы" Гаджибекова, "Вэтэн" Караева и Гаджиева, в сюите "Азербайджан" Амирова, в Третьей симфонии Караева.

Литература: Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней, под ред. и со вступит. очерком и примеч. В. Я. Брюсова, М., 1916; Торджян X., Армянские народные певцы-ашуги, "СМ", 1937, No 7; Кривоносов В., Ашуги Азербайджана, "СМ", 1938, No 4; Антология азербайджанской поэзии, М., 1939; Антология армянской поэзии, М., 1940; Эльдарова Э., Некоторые вопросы ашугского искусства, в сб.: Искусство Азербайджана, т. I, Баку, 1949; её же, Некоторые вопросы музыкального творчества ашугов, в сб.: Азербайджанская музыка, М., 1961; её же, Искусство ашугов Азербайджана (историч. очерк), в сб.: Искусство Азербайджана, т. VIII, Баку, 1962 (на азерб. языке); её же, Музыкально-поэтический терминологический словарь азербайджанских ашугов, в сб.: Искусство Азербайджана, т. XII, Баку, 1968; Сейидов М., Саят-Нова, Бакы, 1954; Кушнарёв X. С., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Беляев В., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 2, М., 1963.

Э. Абасова
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Метроном Термины и понятия
Знаменный распев Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Русский балет Балет и танец
Контральто Опера, вокал, пение
Эдинбург Города
Тромбон Музыкальные инструменты
Тесситура Термины и понятия
Патараг Церковная музыка
Нигерийская музыка Национальные культуры
Кода Термины и понятия
Саксофон Музыкальные инструменты
Kyrie eleison, кирие элeйсон Церковная музыка

Реклама