Ave Maria, аве Мария

лат. — привет тебе, Мария

Муз. произв., написанное на текст одноим. католич. гимна или на свободный текст, включающий обращение к деве Марии.

Текст католич. гимна А. М. (его названием служат первые слова) представляет собой приветствие архангела Гавриила деве Марии при благовещении (канонизирован на Тридентском соборе, 1545-63).

Первые муз. произв. на текст А. М. написаны ещё до его канонизации, в нач. 16 в., франц. композитором Ж. Мутоном и др. Традиционной формой муз. воплощения гимна в 16-17 вв. был многогол. мотет a cappella, с развитой полифонией, как правило, имитационного склада. Из текста А. М. в мотете использовалась обычно лишь его начальная фраза. Мелодия на этот текст выполняла в мотете роль cantus firmus 'a. Наиболее известные мотеты на слова А. М. принадлежат франко-фламандским композиторам Жоскену Депре и Я. Аркадельту. Такие сочинения использовались в католич. службе в дни праздников, посв. деве Марии.

В 19-20 вв. сочинения под назв. А. М. более разнообразны по жанру. Это гл. обр. светские композиции. Иногда они написаны на новый, не канонич. текст, из к-рого сохраняется лишь обращение к деве Марии. В их числе арии и песни для голоса с инстр. сопровождением Ф. Шуберта, Л. Керубини, Ш. Гуно (в качестве сопровождения Керубини и Гуно использовали прелюдию C-dur из т. 1 "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха), Э. Вила Лобоса, хоры a cappella и с оркестром Ю. Эльснера, И. Брамса, А. Брукнера, Дж. Верди, И. Стравинского. А. М. включена в качестве эпизода в оперу "Отелло" Верди.

Один из ранних образцов гомофонно-гармонич. воплощения традиц. текста представляет А. М. Д. С. Бортнянского для 2 женских голосов в сопровождении струн. инструментов и 2 валторн (1775). Вок.-симф. фреска А. М. для хора, чтеца и оркестра на антиклерикальный поэтич. текст М. Танка (в переводе В. М. Татаринова) принадлежит сов. композитору А. Г. Флярковскому (1967).

А. Г. Юсфин

реклама

вам может быть интересно

Эдинбург Города
Ашхабад Города

рекомендуем

смотрите также

Дудка Музыкальные инструменты
Уменьшённые интервалы Термины и понятия
Revoltade, револьтад Балет и танец
Пианизм Термины и понятия
Краковяк Музыкальные жанры
Иранский балет Балет и танец
Хроматическая гамма Термины и понятия
Чехословацкая музыка Национальные культуры
Общества музыкальные Термины и понятия

Реклама