Бах. Органная фантазия и фуга соль минор

Fantasia and Fugue (g-moll), BWV 542

Композитор
Жанр
Страна
Германия
Иоганн Себастьян Бах / Johann Sebastian Bach

Фантазия и фуга соль минор — одно из самых замечательных творений Баха. Многогранность чувств, переживаний, мыслей раскрыта здесь во всей сложной контрастности глубоко жизненного явления. Различные психологические плоскости, разные стороны жизни, иногда полярно противоположные, сочетаются с той естественностью, которую допускает драматургия высокого реализма. Поэтому, невзирая на отсутствие тематических и музыкально-образных связей между фантазией и фугой, в целом произведение воспринимается как живой единый организм. Показ одной стороны существования неизбежно влечет показ многих других: так, большой душевной драме, развернутой в фантазии, противопоставлено полнокровное, радостное чувство жизни в фуге. Трагический пафос, повышенная экспрессия в фантазии уравновешиваются могучим темпераментом, яркостью красок в фуге. Перед каждой из частей цикла композитор ставит отдельную творческую задачу и соответственно ее разрешает.

Идейная значительность музыкальных образов фантазии, степень их эмоционального воздействия так велики, что соотношение и положение частей в цикле коренным образом изменяется. Фантазия перестает быть вступлением. Именно равнозначность и равноценность драматургических функций фантазии и фуги рождают гармоническое равновесие, классическую завершенность этого произведения.

Фантазия

В фантазии контраст образов составляет источник движения и его организующее начало. Из чередования и развития противостоящих друг другу образов, сильных и выпуклых, которые, словно колонны, подпирают могучие своды всего здания, рождается грандиозная импровизационная форма фантазии.

Бурная патетика и вдохновенная возвышенная лирика — две эмоциональные сферы фантазии. Каждая воплощается в законченном и как бы раздельно существующем музыкальном образе. Но их внутренним единством, выявляющимся в последующем развитии, обусловлены слитность и гармоничность всей архитектоники.

Раскрывая целые комплексы состояний и чувств в их драматическом аспекте, Бах применяет художественные средства, наиболее специфические для органного патетического стиля. Здесь и мощные раскаты аккордов, и речитативные фразы в таких регистрах и звуковых сочетаниях, которые придают им характер напряженной драматической декламации; здесь и вздымающиеся волнами гаммообразные ходы на гулком фоне органной педали, и множество других, менее «заметных» приемов.

Появление нового музыкального образа происходит без всяких переходов и связующих звеньев. Только короткая цезура отделяет один психологический план от другого; от прямого «противостояния» их контраст становится более ощутимым.

Имитационно сплетаясь, развертывается мелодия большого лирического наполнения. При видимой полифоничности этому построению присуще полнозвучие, которое рождается здесь аккордовой природой мелодии, внутренним движением, ладотональной динамикой (см. пример 15).

Дальнейший ход развития предопределен содержанием и материалом этой своеобразной экспозиции. Тематическая разработка исключительно глубока и многостороння. Недосягаема и высота композиторской техники, с которой Бах то сближает контрастные образы фантазии, подчеркивая их единую сущность, то вновь разъединяет, чтобы в конечном итоге привести их к полному слиянию.

В заключительном построении фантазии, в коде, трагедийная экспрессия музыкальных образов доводится до наивысшей степени. Тем более сильный драматический эффект производит мажорная тоника в конце произведения: подобно внезапно вспыхнувшему ослепительному лучу света, этот мажорный конец завершает трагедию фантазии.

Фуга

В характере темы есть скерцозность, отражение танцевальных образов — черты чисто светской бытовой музыки, обычно завуалированные в монументальных органных полотнах Баха. После грандиозного звучания заключительных аккордов фантазии одноголосное проведение темы, ее ритмическая подвижность и заостренный рисунок мелодии в силу контрастности производят несколько неожиданное впечатление. Но с каждым новым появлением темы и наслоением голосов раздвигается и ширится звуковое пространство, неудержимей становится устремленность движения:

В экспозиции устанавливается общее для всей фуги состояние радостной приподнятости и порожденный этим состоянием виртуозный склад и характер музыки. В стремительности динамики, в роскоши виртуозного органного стиля находит выражение растущее воодушевление. В самой теме заложено соприкосновение с тональностью параллельного мажора. Оно создает как бы дополнительное мажорное «освещение» темы, отражающееся затем в тональном плане всей фуги (В центральном разделе фуги большую роль играют тональности си-бемоль мажор, ре минор и фа мажор, в последующем развитии — до минор и ми-бемоль мажор.). Деятельная энергия темы поддерживается и «продвигается вперед» развернутыми интермедиями. Интермедии соль-минорной фуги не только интенсивно разрабатывают предшествующий мелодический материал; они важны и новизной своего тематизма, его индивидуальными чертами. Особенно выделяется интермедия, неоднократно вторгающаяся в общее движение призывным квартовым ходом, чеканным поступательным мелодико-ритмическим рисунком:

Длительные этапы безостановочного развития приводят к двум кульминациям. Первая отмечена массивной густой фактурой с формирующимися в ней секстаккордами; спускаясь сплошной лавиной, они упираются в органный пункт, на котором звучит тема в основной тональности. Вторая, завершающая кульминация образуется четырехкратным проведением также в соль миноре. Кипучая энергия и целеустремленность, рожденные внутренними свойствами темы, полностью себя исчерпывают, достигая высшего предела.

В форме соль-мннорной фуги можно усмотреть часто встречающуюся в фугах Баха репризную трехчастность. Первую часть составляют экспозиция и контрэкспозиция, затем следует большая средняя разработочная часть и сокращенная реприза Однако ладотональный план фуги вносит «поправки» в ее общую конструкцию. В экспозиции фуги, в ее кульминационных областях — центральной и завершающей — господствует главная тональность. От экспозиции движение направляется в сторону доминанты, от первой кульминации — в сторону субдоминанты. Общие контуры тонального плана можно обозначить как Т — D — Т — S — Т. Периодическое появление основной тональности как бы выполняет функции рефрена, материал же, расположенный в других ладотональных пластах, становится подобным эпизодам в рондо. В полифоническом жанре фуги такие тональные соотношения и являются признаком рондообразных форм.

Волнообразность подъемов и спадов всей музыкальной ткани, направленность местных кульминаций к центральной, а затем, в новой стадии, к заключительной создают неуклонно нарастающую сквозную линию динамического развития. Это позволяет говорить о симфоничности фуги соль минор. Перспективно, в специфических условиях полифонического склада эта фуга как бы предугадывает грандиозные разработки бетховенских симфоний.

В. Галацкая

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама