Бах. Бранденбургский концерт No. 1

Brandenburgische Konzert No. 1 (F-dur), BWV 1046

Композитор
Жанр
Страна
Германия
Иоганн Себастьян Бах / Johann Sebastian Bach

В Первом Бранденбургском концерте (F-dur) — типа grosso — к струнным добавлена скрипка piccolo высокого строя, а в concertino солируют гобои (три), фагот и две валторны. В сочетании струнных, дерева и меди Бах достигает мощной по тем временам оркестральной звучности. В начале концерта «тематический облик» каждой группы индивидуализирован: струнные вступают энергичным взмахом аккордового контура, валторны трубят фанфару, в фигуративном движении у гобоев появляется выразительный напев народного склада. Тотчас же начинается контрапунктическая игра, инструментальные группы «размениваются мотивами». Особенно в эпизодах соло композитор предается артистичнейшей многоцветной разработке фрагментов, возникающих из «тематического расслоения».

Потом является возвышенно-поэтический контраст, и в скорбном Adagio (d-moll) гобой и скрипка piccolo, затем виолончель и басовая виола исполняют своего рода «музыку Страстей» — дивную элегию с каноническим дуэтом на тему патетически-импровизационного склада:

Вдохновенные и тягучие фигурации — распевы «ориентального» рисунка — полны горестного экстаза, а развитие гармонии в разных слоях ткани создает полифункциональные комплексы напряженнейшей экспрессии (взгляд в далекое будущее).

Второе Allegro концерта (F-dur), возможно, задуманное ранее как финал, переносит нас в новую образно-контрастную сферу. Его жанровый облик — строго ритмичный танец с почти комическими «вальцерами» валторн, остро отточенной и блестящей партией скрипки piccolo. Несколько неожиданно для нас цикл не кончается на этом, но развертывается дальше, чтобы завершиться менуэтом (F-dur). Вместе с двумя трио (гобои — фагот, валторны — гобои, юмористически-виртуозный контрапункт их тембров) и струнным полонезом в центре композиции, менуэт и его повторные проведения (tutti) образуют «рефрен» в рондообразной композиции. Это не сюитный «ряд», но скорее прообраз будущего симфонического менуэта. В баховском цикле он еще не нашел своего амплуа и оказался на месте финала. Поворот к партитности (balletto) в завершающей фазе цикла — дань традиции кореллиевских Concerti grossi da chiesa.

К. Розеншильд

реклама

вам может быть интересно

Брамс. Фортепианный квартет No. 2 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама