Армянский балет

Армянская хореография унаследовала многовековые народные танцевальные традиции. Сохранилось большое количество плясовых песен (парэрэр) и плясок (парэр или хагэр), сопровождавшихся игрой на муз. инструментах. Обрядовые пляски (тцисайин), связанные с циклом годовых праздников, устраивались вокруг костра, на масленницу их исполняли в масках. Пляски входили в свадебные и похоронные обряды. Были также танцы дорожные, ритуальные, военные. Мн. танцев связано с с.-х. работами. Особое место занимали пляски канатных плясунов и борцов.

Проф. балетное искусство получило развитие после установления Сов. власти. В 1923-26 в Ленинакане работал музыкально-драматич. коллектив, в составе которого была балетная группа (в т. ч. артисты И. И. Арбатов, И. Сергеев, Т. М. Чабукиани). В 1923 в Ереване В. А. Аристакесян основал хореографич. студию, где преподавались танцы классич. и бальные, а также арм. и др. народов Кавказа. В 1924 С. С. Лисициан открыла студию ритмопластики. В 1927 А. А. Дуринян и А. А. Сирунян создали новую студию при Наркомпросе. На базе этих студий в 1930 был организован Техникум ритма, пластики и физкультуры, которым руководила Лисициан, прививавшая ученикам проф. навыки. В 1931 начал работать проф. хореографич. техникум (с 1937 - Ереванское хореографич. училище). В Театре оперы и балета, открытом в Ереване в 1933, В. И. Пресняков сформировал балетную труппу. Первое её выступление состоялось в том же году в опере "Алмаст" Спендиарова. Были пост.: "Лебединое озеро" (1934) и "Тщетная предосторожность" (1936). Первый нац. балет - "Счастье" Хачатуряна пост. в 1939 И. И. Арбатовым (руководитель труппы с 1938). В спектакле широко использовались нар. мелодии, что позволило балетмейстеру синтезировать классич. хореографию с элементами арм. танца. Этот опыт Арбатов продолжил в пост.: "Хандут" на муз. Спендиарова (1945), "Севан" Егиазаряна (1956), "Мармар" Оганесяна (1957). Традиции, созданные Арбатовым, продолжили балетмейстеры: Е. Я. Чанга ("Спартак", 1961; хореографич. поэма "Три пальмы" на муз. Спендиарова; "Голубой ноктюрн" Оганесяна и "Героическая баллада" Бабаджаняна, 1964), М. С. Мартиросян ("Озеро грёз" Егиазаряна, 1968; "Антуни" Оганесяна, 1969; "Гаянэ", 1971), А. Т. Гарибян ("Сона" Арамяна, 1957, "Сако Лорийский", "Ивушка" и "Ахтамар" Ахиняна, 1966, на тексты О. Туманяна), М. Мнацаканян ("Вечный идол" Оганесяна, 1966), В. Ш. Галстян ("Гаянэ", 1974; "Давид Сасунский" Оганесяна, 1976) и др. Балетная труппа театра объединяла лучших исполнителей, многие из которых получили образование в Моск. и Ленингр. хореографич. училищах, а некоторые там же прошли курс усовершенствования. В театре ставились классич. и сов. балеты: "Конёк-Горбунок" (1941), "Кавказский пленник" (1942), "Раймонда" (1945), "Медный всадник" (1949), "Жизель" (1960), "Спартак" (1961), "Золушка" (1963) и др. В разное время здесь осуществляли пост. балетм.: Л. М. Лавровский, М. Ф. Моисеев, В. А. Варковицкий, Н. А. Анисимова, С. Н. Сергеев, В. П. Бурмейстер, В. К. Литвиненко, О. М. Виноградов, Н. М. Дудинская, К. М. Сергеев; работали дирижёры - нар. арт. Арм. ССР К. С. Сараджев, засл. деят. искусств Арм. ССР Р. Г. Степанян, Д. А. Шиканян, А. Г. Катанян, Я. М. Восканян.

Вопросами истории нац. балета занимается Г. Г. Тигранов, статьи и рецензии о балете печатаются в республ. газетах и в журнале "Советикан орвест" ("Советское искусство", с 1932).

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Оперетта Музыкальные жанры
Arrondi, арронди Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Транскрипция Термины и понятия
Датская музыка Национальные культуры
Дума Музыкальные жанры
Органный пункт Термины и понятия
Нотный стан Термины и понятия
Гитара Музыкальные инструменты
Магнификат Церковная музыка
Чехословацкая музыка Национальные культуры
Петербургская школа Течения в искусстве
Голосоведение Термины и понятия

Реклама