Бессюжетный балет

Категории словаря

Вид балета, в котором сюжет отсутствует. Существуют исторически разл. формы Б. б. На самых ранних этапах (Возрождение, Барокко) балет, как правило, не имел сюжета, хотя входил в синтетич. сюжетные представления. С обретением самостоятельности балет стал сюжетным, оставаясь таким до начала 20 в. Далее возникли новые формы Б. б. Значит. роль в их подготовке сыграли симфонич. танц. картины балетов 19 в. (сцена теней в "Баядерке", нереид в "Спящей красавице" и др.). Новый Б. б. возникает в рус. театре на путях сближения хореографии с музыкой. Один из первых Б. б. нового типа - "Шопениана" балетм. М. М. Фокина. В этом жанре работали также А. А. Горский, Ф. В. Лопухов, Дж. Баланчин, Л. В. Якобсон и мн. совр. сов. и зарубежные хореографы. Смысловой диапазон Б. б. достаточно широк: от лирики ("Шопениана") до героики (танц-симфония "Величие мироздания" на муз. 4-й симфонии Бетховена, балетм. Лопухов). И всё же совр. Б. б. иногда оказывается практическим воплощением ошибочного мнения, будто законы танца сводятся к законам музыки. При таком понимании игнорируется синтетич. природа балета, что вызывает споры о правомерности Б. б. вообще.

Отсутствие сюжета тем не менее не означает бессодержательности, отказа от отображения окружающего мира. Использование выразительности человеческого тела, эмоциональная наполненность, а во мн. случаях и характер оформления ("Шопениана") отличают Б. б., напр., от абстрактной живописи как искусства беспредметного, принципиально отвергающего изобразительность. Опираясь на музыку, балетмейстер в Б. б. формирует эмоционально-содержательную танц. драма- тургию (см. Драматургия балета). Однако порой отказ от сюжетных ориентиров одновременно становится отказом от содержательности и Б. б. превращается в чередование формальных комбинаций движений. Нападки сторонников Б. б. на сюжетный балет, как таковой, за "литературность" несостоятельны; они приобретают видимость убедительности лишь в применении к художественно-несовершенным работам, сводящим содержание к сюжету. Но и бессюжетность сама по себе не гарантирует балету художественности. Поэтому претензии Б. б. стать единственной "законной" формой хореографического искусства, как и аналогичные претензии др. жанров, не правомерны.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Уменьшение Термины и понятия
Стихира Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Субмотив Термины и понятия
Чехословацкий балет Балет и танец
Тарту Города
Компримарио Опера, вокал, пение
Grand pas, гран па Балет и танец
Allegretto, аллегретто Термины и понятия
Полимодальность Термины и понятия
Филармония Термины и понятия
Геликон Музыкальные инструменты
Литавра Музыкальные инструменты

Реклама