Балет Эйфмана «Бумеранг»

Boomerang

Дата премьеры
14.08.1979
Жанр
Страна
СССР

Одноактный рок-балет на музыку Д. Маклафлина.

Сценарист (по Б. Брехту) и балетмейстер Борис Эйфман, художники Г. Сотников, Н. Филимонова, О. Аверьянов, Б. Коротеев.

Премьера состоялась 14 июля 1979 года в Ленинградском ансамбле балета.

Балет делился на эпизоды:

1) Город
2) Вражда двух банд
3) Отец и дочь
4) Колыбельная
5) Насилие
6) Плач Полли
7) Молчание
8) Сердце
9) Оргия
10) Призрак
11) Монолог Мэкки
12) Маска
13) Свадьба
14) Утренний дуэт
15) Катастрофа
16) Герой снимает маску

В семидесятых годах прошлого века мало кто из любителей или профессионалов балета знал, кто такой Джон Маклафлин. С другой стороны, молодые любители рок-музыки явно не интересовались искусством хореографии. Построить «художественный мост» между ними взялся Борис Эйфман. Именно с этой целью партийное руководство Ленинграда и доверило в 1977 году молодому и дерзкому балетмейстеру бразды правления некой группы танцовщиков.

Один из первых отечественных рок-балетов — «Бумеранг» опирался на музыку Маклафлина (в записи группы «Махавишна»). Эта весьма экспрессивная музыкальная основа была дополнена криками птиц, записью биения человеческого сердца и даже «молчащими» паузами, во время которых танец воспринимался еще острее, еще напряженнее. В основу спектакля положены некоторые мотивы «Трехгрошевой оперы» Бертольда Брехта, сохранены ее главные герои: молодой бандит-джентльмен Мэкки, его подружка по кличке Дженни-Малина, главарь другой банды Пичем и его невинная дочь Полли. Надо признаться, что знаменитая пьеса Брехта имела к спектаклю отношение не большее, чем поэма Байрона к балету «Корсар». В «Бумеранге» характеры персонажей (за исключением мерзопакостного Пичема) претерпели значительные изменения, если угодно — романтизировались.

Основная мысль балета не нова, но всегда злободневна: любое зло, причиненное другим, вернется к тебе сторицей. Достаточно Мэкки — супермену в золотой маске, наводящему ужас на всех и вся — попытаться стать человечнее, искренне полюбить Полли, ощутить ростки ее ответного чувства, как он незамедлительно в полной мере ощущает на себе всю жесткость зла и насилия, которую недавно сеял сам. Безжалостность общества, в котором существуют герои, вынуждает Мэкки снова надеть свою устрашающую маску. И вот уже, как прежде, все вокруг разбегаются в ужасе, уходит любимая, не признав в этом «чудовище» своего избранника. Как жить дальше? И под занавес герой снова и уже с ясным сознанием своей обреченности стаскивает маску.

Любопытно, что, как и в других ранних сочинениях Эйфмана, вышеизложенный ход действия лишь одна из возможных трактовок. Образный мир «Бумеранга» широк и многозначен. Так герой в золотой маске невольно ассоциируется с мифологическим заколдованным персонажем, а безжалостный Рок явственно довлеет над этим проклятым миром. Впечатления вот-вот грядущего «последнего дня» усиливала и удачная пространственная композиция художника Коротеева — огромный матерчатый колокол, с «беспорядочно» нашитыми на него кусками человеческих тел. Он то придавливал действующих лиц к грешной земле, то воспарял над ними.

В «Бумеранге» впечатляла острота хореографического рисунка, предельный накал страстей, похожий на киномонтаж эпизодов. Спектакль как бы атаковал зрителя, заставляя его не пассивно любоваться, а активно сопереживать. Балеты Эйфмана вообще редкостно эмоциональны, даже экспрессивны. Балетмейстер сознательно апеллирует к разуму через чувство. Только взволновав и захватив зрителя можно надеяться заставить его задуматься о проблемах, окружающих нас.

Жестокими и беспощадными выглядели многочисленные сцены драк. Для большей «натуральности» был даже приглашен специальный тренер по каратэ. Контрастом смотрелся любовный «Утренний дуэт» Полли и Мэкки — без музыки, под пение птиц. Нежная чувственность героев поражала зрителей, не привыкших к подобным откровениям на советской сцене. Большой, возможно решающей, удачей спектакля стало исполнение роли Мэкки Валерием Михайловским. Это был поистине блестящий дебют нового лидера труппы, в дальнейшем великолепного интерпретатора таких разноплановых ролей, как князь Мышкин и Воланд, граф Альмавива и Мальволио. Рок-балет пользовался колоссальным успехом. В многочисленных гастролях по стране (в то время о зарубежных поездках коллектив мог только мечтать) он был показан более 350 раз.

«Бумеранг», как уже отмечалось, был предназначен, прежде всего, молодежной аудитории, для них он стал поистине «культовым балетом». Однако выиграл и отечественный балет. Нельзя забывать, что вечно обновляющееся искусство хореографии во все времена вбирало в себя (отбирая, преобразуя) современные пластические мотивы, вместе с которыми адаптировались и новые ритмы, новые одежды и, если угодно, новый стиль сценического существования.

А. Деген, И. Ступников

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама