Балет Кажлаева «Горянка»

Maiden from the mountain

Дата премьеры
20.03.1968
Жанр
Страна
СССР
Наталья Макарова в роли Асият. © Мариинский театр / Фото П. Боярова, 1968

Балет в 3 актах (7 картинах). Композитор М. Кажлаев, сценарист (по мотивам поэмы Р. Гамзатова) и балетмейстер О. Виноградов, художник М. Соколова, дирижер Д. Далгат.

Премьера состоялась 20 марта 1968 года в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр).

1. В горах Дагестана пасут отары овец чабаны, среди которых Салман и Али. «Смотри, Али, какой муж вырос для твоей Асият, — говорит Салман, показывая на ловкого Османа. — Наши дети обручены с колыбели. Пора думать и о свадьбе». В горы к отцу приходит Асият, отец сообщает ей о предстоящей свадьбе, напоминая, что по древнему закону гор — адату — она должна стать женой того, с кем обручили ее в детстве. Асият в отчаянии — она не любит Османа. Но Али непреклонен: как велит адат, так и будет.

Аул. Обряд сватовства начинается с шествия сватов к дому невесты. Происходит знакомство с родней невесты, затем начинается торговля из-за размеров калыма. После достижения договоренности сватов приглашают в дом невесты. На улице среди веселой гурьбы школьников Асият и ее подруги. Кончаются их школьные годы, девушки мечтают о будущем. Из дома выходят родные Асият. По обычаю необходимо спросить у невесты: согласна ли она стать женой Османа? К полной неожиданности всех Асият отвечает решительным отказом.

2. Асият бежит в горы. Все свои радости и печали она привыкла поверять природе, среди которой она выросла. В воображении Асият возникают картины старого Дагестана. Ей видятся женщины, замученные тяжелым трудом и покорные своей судьбе. Они просят девушку не изменять старым традициям и законам. Асият и самой тяжело идти против воли отца.

Горы. Прекрасные светлые женщины нового Дагестана призывают девушку не сдаваться: существует другая жизнь, к ней надо стремиться. Но один за другим появляются «черные рыцари» — это сваты и друзья жениха. Они, следуя обычаю, ведут невесту на свадьбу.

Ритуал горской свадьбы. Ритмичен и зажигателен танец касумкентских барабанщиков, изящна и стремительна лезгинка, мужественен танец жениха. Асият со слезами на глазах прощается с подругами. Она еще надеется умолить родных, но тщетно. И тогда Асият срывает с себя свадебные наряды и бросает их к ногам жениха. Страстно призывает она навсегда покончить с устаревшими законами прошлого. Такого в горах еще не было. Старики требуют мести. Оскорбленный Осман клянется быть верным адату.

3. Город. Асият учится в институте. У нее появились новые друзья. Девушку ждет новая жизнь, любовь, счастье.

В городе появляется Осман. Радость местной молодежи еще больше озлобляет его. Он находит Асият и требует вернуться в аул. Позор и бесчестье нужно искупить повиновением или ее ждет смерть. Асият уже выбрала свою дорогу, и Осман убивает ее, выполнив страшное требование закона черных гор.

Олег Михайлович Виноградов / Oleg Vinogradov

Балет «Горянка» своим появлением на свет обязан, прежде всего, одноименной поэме классика дагестанской и советской литературы поэта Расула Гамзатова. Поэма своей открытой публицистичностью и яркой образностью привлекла композитора Мурада Кажлаева. Этот незаурядной музыкант был тесно связан с музыкальной жизнью Дагестана: был главным дирижером симфонического оркестра, художественным руководителем Дагестанской филармонии, а в 1963-1973 годах возглавлял республиканский союз композиторов. Известный композитор и дирижер Кажлаев активно работал и в области эстрады и джаза. «Горянка» — единственный балет композитора вряд ли был бы столь удачен без его содружества с хореографом Олегом Виноградовым.

Балетмейстер вспоминал: «Готовясь к постановке балета, я со специальной экспедицией объездил и обходил буквально весь Дагестан. Впечатления от этого остались на долгие годы. Дагестан — море музыки, ритмов, пластики. Редко где можно встретить такое разнообразие и богатство танцев, как в этой республике. Танец для горцев — насущная необходимость, потребность. Там танцуют все с раннего детства до глубокой старости. К хорошо танцующему человеку относятся с уважением, а к неумению танцевать — как к досадному недоразумению. Горцы очень искренни в танцах, они отдаются стихии движений целиком. А какая сложность и изобретательность движений, какое богатство средств выражения! Например, аварские девушки танцуют на пальцах даже на неровных камнях, и, разумеется, без специальных туфель. Часто в пластике женщин встречаются по-мужски сильные движения. Старики в танце выглядят намного моложе, а дети — почти как взрослые горцы».

Все эти наблюдения и впечатления нашли свое отражение в балете. Восторг зрителей вызывала, например, лезгинка, в которой солировали три танцовщицы. Каждый из персонажей характеризовался своим не похожим на других танцем: сваты и кунаки, седовласые отцы семейства и «черные рыцари». Естественно, народные приметы этой танцевальной выразительности были талантливо театрализованы. Фольклор был обогащен, развит, ему были приданы черты профессиональной хореографии. Один из излюбленных приемов Виноградова-хореографа — симфонизация танца — ярко проявился в «Горянке», укрупняя отдельные фрагменты спектакля, делая их поистине живописными полотнами. Развернутая картина горской свадьбы, насыщенная приметами фольклора, принадлежит к находкам балетмейстера. Медленно начинали свою тему «черные рыцари», к ним присоединялись сваты, друзья жениха и невесты. Светлыми всплесками одежд прорезали сцену грациозные фигуры женщин. Шествие росло, как росла и музыкальная тема, где исступленно били барабаны, вскрикивали трубы. И наконец, появлялся герой этого мира Осман — величественный, весь устремленный вверх, он был по праву венцом этого симфонического и танцевального шествия.

Мужественный классический танец Османа носил яркие приметы своей национальной культуры. Превосходен был первый исполнитель этой партии Валерий Панов. Осман у него был отнюдь не «балетным злодеем», а скорее человеком, которого традиционные законы гор из любящего жениха превратили в убийцу. Габриэла Комлева в роли Асият не только демонстрировала виртуозный действенный танец, но создала драматический образ девушки-горянки. В ее интерпретации первоначальная безмятежность молоденькой школьницы умело оттеняла последующий накал страстей и трагическую развязку. В маленькой партии городского Юноши был занят совсем молодой Михаил Барышников.

Летописец сценографии советских хореографических спектаклей Борис Березкин отмечал: «Сценическое пространство балета „Горянка" художник Марина Соколова замкнула плоскостью горного задника, который расступался посредине и образовывал ущелье. В этом просвете на фоне неба высилась скала, на которой громоздились друг на друга сакли. В сцене свадьбы эти сакли, озаренные напряженным багровым светом, были похожи на тлеющие раскаленные угли...». Городские сцены менее всего претендовали на реальность, скорее это была наивная мечта молоденькой студентки.

Спектакль имел большой успех, как в Ленинграде, так и на гастролях театра в Дагестане и в Москве. Дагестанцы восторженно приняли «Горянку», как свой первый национальный балет. Создателям была присуждена Государственная премия имени М. И. Глинки. Балет возобновлялся в Кировском театре дважды (1970, 1973), в 1984 году там же Виноградов показал новый двухактный вариант балета, назвав его именем героини «Асият». Балетмейстеру хотелось обогатить хореографию, видоизменить постановку в соответствии требованиями современной эстетики балетного театра. Весь спектакль строился как воспоминания отца героини об уже произошедшей трагедии. На премьере блистали Алтынай Асылмуратова (Асият), Константин Заклинский (Осман) и Фарух Рузиматов (Юноша). Однако новый спектакль просуществовал недолго. Вскоре наступили другие времена, в которых роль и значение вековых традиций многими воспринималась с иных позиций.

А. Деген, И. Ступников

На фото: Наталья Макарова в роли Асият
(Мариинский театр / Фото П. Боярова, 1968)

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама