Характерный танец

Категории словаря

франц. danse de caractere, danse caracteristique

Одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В нач. 19 в. термин служил определением танца в характере, в образе. Использовался преим. в интермедиях, в которых действующими лицами были ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и др. Танцы строились на движениях, характеризующих данный персонаж, часто включались бытовые жесты; композиция была менее строгой, чем в классич. танце. В нач. 19 в. К. Блазис стал называть Х. т. любой нар. танец, поставленный в балетном спектакле. Это значение термина сохраняется и в 20 в. В России интерес к претворению на сцене танц. фольклора возрос в нач. 19 в. в связи с событиями Отечеств. войны 1812. В дивертисментах И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. К. Лобанова рус. танец становился ведущим. Процесс превращения нар. танца в характерный активизировался в период расцвета романтич. балета в спектаклях Ф. Тальони, Ж. Перро, Ш. Дидло, где эстетика романтизма обусловливала нац. колорит, а Х. т. либо воссоздавал быт, противопоставленный ирреальному миру сильфид и наяд, либо романтизировался. В балете этого периода гл. выразит. средством исполнителей Х. т. становится гротеск. Нац. характер, нац. образ Х. т. в классич. балетах оставался подлинным, достоверным. Образцы Х. т., созданные М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, сохраняли настроение и колорит, необходимый для развития сюжета спектакля. Балетмейстеры и танцовщики школы классического танца строили Х. т. на основе этой школы. В кон. 19 в. создан экзерсис Х. т. (позднее утверждён как уч. дисциплина), где разл. движения нар. танца исполнялись в строгих рамках школы классического танца. Это позволило при постановке Х. т. использовать законы хореографич. симфонизма - создание определённых пластич. тем, контрапункта и др.

Этапом для развития Х. т. стало творчество М. М. Фокина, создавшего на основе этого выразит. средства спектакли и сумевшего утвердить в них принципы симфонизма ("Половецкие пляски"; "Арагонская хота" на муз. Глинки). В "Половецких плясках", опираясь на музыку А. П. Бородина и следуя законам хореографич. композиции, Фокин создал в танце образ народа, давно исчезнувшего с лица земли, чей пластич. фольклор не сохранился. Танц. фольклор изучал и Ф. В. Лопухов. Он ввёл в балетный обиход новые движения, комбинации, нац. танц. образы, особенно в балетах "Ледяная дева", "Коппелия"; "Светлый ручей" Шостаковича: Поиски Фокина продолжили К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, В. М. Чабукиани.

В балетном искусстве 1930-60-х гг. появилось много спектаклей на нац. темы, где каждый эпизод, решённый средствами классич. танца, был пронизан нац. колоритом и перемежался с Х. т. ("Сердце гор"; "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого, "Весенняя сказка" Асафьева по муз. материалам П. И. Чайковского, "Шурале", "Каменный цветок" и др.). Классический танец обогащался благодаря Х. т., усвоив некоторые из его выразит. средств. Одновременно понятие "Х. т." расширялось, включив в себя первоначальное значение - танец в образе. В балете 70-х гг. Х. т. может быть эпизодом, может стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля, являясь часто двигателем сюжета.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Алма-Ата Города
Лисабон Города

рекомендуем

смотрите также

Азбука музыкальная Термины и понятия
Moderato, модерато Термины и понятия
Попевка Церковная музыка
Гиджак Музыкальные инструменты
Декламация музыкальная Термины и понятия
Частичные тоны Термины и понятия
Москва Города
Камерный оркестр Термины и понятия
Чонгури Музыкальные инструменты
Перуанский балет Балет и танец

Реклама