Лаосский классический танец

Лаосский танец, близкий танцу других народов Юго-Восточной Азии (Таиланда, Кампучии, Бирмы), сложился под сильным влиянием индийского. Индийский танец (насчитывающий мн. видов, стилей и школ) проник в эти страны в сер. 1 тыс. н. э. и приобрёл в каждой из них свои специфич. черты. Так, в отличие от инд. классического танца, Л. к. т. не имеет столь совершенной и тонко дифференцированной системы условных жестов (мудра), ограниченное значение имеют мимика, выражение глаз, движения зрачков. Общий характер танца также резко отличается от индийского, с его экспрессивностью, динамикой и властной ролью ритма. Движения Л. к. т. замедленные, изысканно-плавные, большое место в нём занимают грациозные, статуарные положения, имитирующие позы апсар - "небесных" дев-танцовщиц, рельефы с изображениями которых покрывают пилоны, стены и тимпаны арок храмов Бантеай-Срей (10 в.) и Ангкор-Ват (12 в.) в Кампучии. Эмоциональный строй Л. к. т. (особенно придворного балета, культивировавшегося в течение веков при королевском дворце в Луангпрабанге) празднично-церемониальный или оживлённо-игривый. Помимо придворного балета, существовали др. виды танца: ритуальные, связанные с древним культом заклинания и изгнания демонов, воинственные, народные обрядовые, имеющие трудовое происхождение (исполняются и в совр. Лаосе на ежегодных сезонных праздниках, свадьбах, во время храмовых церемоний, процессий), комич. танцы, изображающие животных и птиц, и др. Наибольший интерес в совр. Лаосе вызывают танце-вально-драматич. представления труппы Нац. балет Лаоса. Их сюжеты почерпнуты из 2 эпич. поэм Древней Индии и священных книг индуизма - "Махабхараты" и "Рамаяны" (а также из "Бхагаватгиты", обширной религиозно-филос. поэмы, являющейся самостоятельной частью "Махабхараты"), известных в Лаосе с 7 в. н. э. Др. источник сюжетов - легенды о деяниях принцев (кхмерского, сиамского и бирманского происхождения). Особенно популярны танц. представления, основанные на наиболее драматич. эпизодах "Рамаяны", повествующих о любви Рамы и Ситы, истории пленения Ситы царём Ланки Раваной и борьбе Рамы с Раваной в союзе с царём ястребов Джатаю и предводителем обезьяньего войска Хануманом. Танцам аккомпанирует нац. лаосский оркестр пи-пхат; его состав - набор бронзовых гонгов разл. высоты (кон-вон), ксилофон (рангнат), большой барабан, обтянутый буйволовой кожей (скортхомл), и горизонтальный барабан (сампхо), цимбалы (хин) и духовой инструмент, напоминающий европ. гобой (пи). В труппе Нац. балета Лаоса 90 танцовщиков, музыкантов, певцов и преподавателей танца. Для выступлений используется помещение Большого дворца в Луангпрабанге или Нац. школа музыки и танца (наз. также Университетом изящных искусств) во Вьентьяне. В представления труппы входят обычно ряд отдельных танцев и небольшие танцевальные сценки (крупные по форме муз.-драматич. спектакли не ставятся). Курс усовершенствования в искусстве танца лаосские танцовщики нередко проходят в школе танца в столице Таиланда Бангкоке.

Выступления Нац. балета редки и назначаются в связи с к.-л. торжествами или др. официальными событиями. Осн. позиции, на которых базируется Л. к. т.: одна нога, согнутая в колене, поднята назад; большой и средний (или указательный) пальцы рук соединены, тогда как остальные резко отогнуты; сильно вывернутые ноги с разведёнными в стороны коленями перекрещены, причём тяжесть тела перемещена на правую ногу; голова неподвижна, мимика бесстрастна; весь корпус чуть откинут назад.

Танцы в лаосском балете исполняются женщинами и мужчинами (изображающими, обычно, демонов, комич. персонажей и животных). Костюмы танцовщиков ярки по цвету, пышно украшены орнаментальным шитьём и дополнены разл. декоративными деталями. Танцовщицы выступают без масок; лицо покрывается слоем белого грима, глаза резко подводятся чёрным, губы - ярко-алым. Традиционные маски носят исполнители ролей Раваны и Ханумана. Декорацией служит естеств. фон окружающей природы и архитектуры. Бутафория почти отсутствует.

Существуют и исконно лаосские церемониальные танцы, не имеющие сюжета. Они исполняются женским ансамблем и состоят из ряда приветственных жестов, обряда женского туалета (украшение причёски, гримирование лица), движений, имитирующих сбор цветов в саду и свивание гирлянд. Распространён и т. н. "Танец сумерек", выражающий чувство восхищения при созерцании заката солнца.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Монотематизм Термины и понятия
Капельмейстер Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Пастурель Музыкальные жанры
Концерт Термины и понятия
Дудка Музыкальные инструменты
Вокал оперный Опера, вокал, пение
Реверанс Балет и танец
Детская музыка Термины и понятия
Септаккорд Термины и понятия
Мейстерзингер Национальные культуры
Трилогия Термины и понятия

Реклама