Люлли. Балет «Блистательные любовники»

Les Amants magnifiques

Композитор
Дата премьеры
07.02.1670
Жанр
Страна
Франция

Жан-Батист Люлли / Jean-Baptiste Lully

Балет-комедия на музыку Жана-Батиста Люлли. Автор либретто и балетмейстер Ж.-Б. Мольер.

Первое представление: Париж, 7 февраля 1670 г.

Действующие лица:

Боги и божества. Эрифила, принцесса. Три принца. Калиста, пастушка. Три пастуха. Секироносцы. Наездники. Рабы.

Сцена открывается под приятные звуки инструментальной музыки и представляет взору широкое море, ограниченное восемью большими скалами — по четыре с каждой стороны; на вершинах скал, в виде божеств, при соответствующих атрибутах,— восемь рек. У подножия каждой скалы — по двенадцать тритонов, посреди моря — четыре амура на дельфинах, а за ними — бог Эол, поднимающийся над волнами на маленьком облаке. Эол приказывает ветрам усилиться, и пока амуры, тритоны и реки отвечают ему, из воды поднимается остров. Восемь искателей жемчуга и кораллов выходят с добычей из морской глубины и после красивого танца располагаются на скалах, ниже рек. Музыка возвещает появление Нептуна. Искатели, тритоны и реки аккомпанируют танцу бога и его свиты соответственными телодвижениями и постукиванием жемчужных раковин.

Нептун объявляет, что «меж богов важнейших важное дано мне назначенье... Царства нет, чтоб я его не залил в миг один стремительной волною... И цветущий мир могу я морем всюду насадить по мановенью».

Затем начинается основное действие комедии. Два принца, чтобы блеснуть в глазах юной Эрифилы и получить ее руку, начинают веселиться еще больше, разыгрывая пасторали и пантомимы. Они предлагают принцессе и ее двору посмотреть спектакль. О чем же «спектакль второй степени» — тот, который видит принцесса? О трех пастухах, влюбленных в одну пастушку, и эта вторичная интрига — точное отражение главной, которая, в свою очередь, отражает реальную придворную интригу. И что представляют три пастуха прекрасной Калисте? Маленькое любовное приключение, где с легкостью разрешаются трудные вопросы сердечных стремлений. В нескольких интермедиях танцоры и мимы изображают фавнов, дриад, статуй, отплясывающих с факелами. В пятой интермедии четыре пантомима, показывая свое искусство, изображают в танцах и жестах тревожное настроение юной принцессы. Шестая интермедия представляет праздник пиррических игр и содержит четыре балетных выхода. В первом выходе шесть секироносцев принимают «позы людей, упражняющих свою силу». Во втором «шесть наездников размеренными движениями показывают свою ловкость на деревянных лошадях». В третьем танцуют двенадцать рабов, радующихся, что их отпускают на волю. (Четвертый выход был, по сути дела, гран-балетом, который открывал король в костюме Аполлона — Солнца.) Шестеро юношей начинают «с Аполлоном во главе героический танец». К ним присоединяются все остальные участники интермедии. В финале звучат славословия Аполлону, которые начинает он сам.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Бах. Месса си минор Вокально-симфонические
Эжен Изаи. Соната для скрипки соло No. 6 Камерные и инструментальные
Бетховен. Струнный квартет No. 4 Камерные и инструментальные
Дженкинс. Кантата Memoria Вокально-симфонические
Малер. Симфония No. 3 Симфонические

Реклама