Балет «Собор Парижской Богоматери»

Notre Dame de Paris

Композитор
Дата премьеры
11.12.1965
Жанр
Страна
Франция
Балет «Собор Парижской Богоматери» / Notre Dame de Paris

Балет в 2 актах (13 картинах).

Композитор М. Жарр, сценарист (по В. Гюго) и балетмейстер Р. Пети, декорации Р. Аллио, костюмы И. Сен-Лорана.

Премьера состоялась 11 декабря 1965 года в Парижской Опере.

1. Праздник шутов. 1482 год. Париж. Горожане собираются, чтобы повеселиться на празднике шутов. Тот, кто изобразит самую страшную гримасу и будет смешнее всех, получит титул «Папы шутов». Появляется звонарь Собора Парижской Богоматери Квазимодо. Уродом его сотворила сама природа. Толпа объявляет Квазимодо «Папой шутов».

Молитва. Нарушает праздник священник Клод Фролло, который напоминает, что жизнь дана богом не для развлечений, а для молитв и покаяний. Квазимодо ложится к ногам Фролло. Ему он обязан жизнью: брошенного ребенка едва не сожгли на костре, увидев в его уродстве печать дьявола, но священник Собора Парижской Богоматери подобрал его и сделал звонарем. Маска добродетели скрывает мрачную, зловещую душу Клода, снедаемого страстью к молодой цыганке Эсмеральде. Пытаясь усмирить свои запретные чувства, священник пытается молиться, заражая своим фанатизмом толпу. Молитву нарушает ритмичный звук бубна Эсмеральды.

Эсмеральда. Появляется сама Эсмеральда — такая прекрасная, что «Бог предпочел бы ее святой душе». Фролло приказывает Квазимодо похитить девушку.

Погоня. Квазимодо преследует Эсмеральду сквозь ночные видения ночного Парижа.

Позорный столб. Эсмеральду спасает отряд солдат, которым командует капитан Феб. Цыганка поражена его красотой. Солдаты избивают Квазимодо и ведут его к позорному столбу. Толпа насмехается, лишь Эсмеральда испытывает жалость к звонарю. Милосердие девушки глубоко потрясает Квазимодо.

Солдаты.

Таверна. Эсмеральда полна нежности к Фебу. Он ведет ее в таверну, где вскоре они остаются одни. За их свиданием из темноты следит Фролло. Вне себя от ревности, он поражает Феба кинжалом. В убийстве обвиняют Эсмеральду, солдаты уводят ее.

Суд.

Виселица. Обвиненной в разврате, убийстве и колдовстве Эсмеральде не от кого ждать помощи. Толпа, подстрекаемая Фролло, требует казни для девушки. Неожиданно появившийся Квазимодо вырывает Эсмеральду у стражи и скрывается с ней в соборе, дающем право на убежище. Как ни велик гнев Клода Фролло, он вынужден остановить людей, пытающихся ворваться в собор. Настроение толпы меняется — ей по душе смелость Квазимодо.

2. Колокольня. Квазимодо обходит свои владения. Удостоверившись, что Эсмеральде ничего не грозит, он восторженно бьет во все соборные колокола.

Собор. Эсмеральда нежно благодарит Квазимодо. Он показывает ей собор. Усталая она вскоре засыпает, и звонарь сторожит ее сон. Затем он уходит, и появляется Фролло. Проснувшуюся девушку приводит в ужас исступленная страсть монаха, и она не скрывает своего отвращения.

Осада собора. Право убежища отменено. Толпа и солдаты штурмуют собор. Тщетно пытается остановить их Квазимодо. Эсмеральда схвачена.

Казнь. Мрачная фантасмагорическая процессия сопровождает Эсмеральду к виселице. Палач совершает казнь. Одновременно Квазимодо вершит свой суд над Клодом Фролло. Затем уносит тело той, которую любил.

* * *

Французский композитор Морис Жарр, ученик маститого Артюра Онеггера, ко времени написания музыки балета «Собор Парижской Богоматери» был наиболее известен своими работами в драматическом театре с такими знаменитыми режиссерами, как Жан-Луи Барро и Жан Вилар. Приемы активной поддержки сценического действия характерны и для музыки балета. Мощные хоровые фрагменты, четкие музыкальные портреты героев спектакля, разнообразная и колоритная ритмика — все это создает яркий эмоциональный звуковой поток, не претендующий на особую глубину раскрытия знаменитого сюжета и тем более на самостоятельное концертное существование.

Выбор романа Виктора Гюго принадлежал Ролану Пети. Приглашая хореографа на постановку балета, директор Парижской Оперы Жорж Орик предоставил ему право выбора темы. Пети — большой мастер сюжетного балета, многие из его спектаклей созданы на основе значительных литературных сочинений. Однако балет «Собор Парижской Богоматери» занимает среди них одно из центральных мест. Известно, что в девятнадцатом веке уже был создан известный романтический балет «Эсмеральда» балетмейстера Жюля Перро, также опиравшийся на роман Гюго. Пети сознательно вернулся к оригинальному названию, чтобы утвердить свое прочтение романа, насытив балет современными проблемами и отнюдь не романтическими взглядами. «Я хочу, чтобы было забыто средневековье и для зрителей прояснился трагический смысл творения Виктора Гюго». Изменение привычного названия означало и то, что в центре спектакля уже не находилась красавица-цыганка. Отбросив не нужных ему Пьера Гренгуара и невесту Феба, хореограф высвечивает, помимо Эсмеральды, четко и достаточно прямолинейно партии Квазимодо, Клода Фролло и Феба.

Красавец Феб появляется перед Эсмеральдой в развевающемся голубом плаще, накинутом на белый мундир, перетянутый кожаной портупеей. Его сопровождают отнюдь не звезды (напомним, что Феб означает солнце), а грубые солдаты в бело-черных трико с красными вставками. «Солнечная любовь» Эсмеральды выглядит карикатурой. Его спутницы в таверне предельно сексуальны, да и его «роман» с героиней, начавшийся с грубоватого поцелуя при первом знакомстве, продолжается весьма недвусмысленно эротично, пока кинжал Фролло не прекращает красивую и беззаботную жизнь красавца-офицера. Безжалостен балетмейстер и к Клоду. Никакая безумная, сводящая с ума, страсть к Эсмеральде не смягчает этот непростой образ. В балете — это фанатик не столько веры, столько догмы, двуличный обманщик, безжалостно преследующий героиню. Его черное одеяние с муаровым крестом дополнено черным крестом на лице, проведенным по носу и бровям. Он умеет подчинять себе толпу, разжигая в ней самые низменные страсти.

Эсмеральда также не слишком похожа на невинную цыганку-гадалку с козочкой из романтического балета. Считается, что Пети специально выбрал на эту роль знаменитую балерину Клер Мотт, отличавшуюся графической четкостью совершенного, но не слишком эмоционального танца. Первый выход героини «Собора» даже сравнивали с появлением соблазнительной Сирены из «Блудного сына». Эсмеральда завораживала толпу своими дразнящими позами, ее трепещущие руки волновали и будоражили. (Возможно, что такой вызывающей ее видел Клод?) Романтические чувства Эсмеральды воскресают в знаменитом дуэте с Квазимодо в соборе. Здесь она не только полна благодарности, но готова увидеть в этом уроде несчастного, страдающего человека, готова (возможно, не надолго) даже сострадать ему. Думается, что хореограф сознательно упростил и огрубил центральный женский образ балета, чтобы утвердить в центре спектакля образ Квазимодо.

Уже первое появление звонаря поражает. Голова выдвинута вперед, брови вычерчены одной темной полосой, правое плечо вздернуто, рука болтается, ноги завернуты ступнями внутрь. Пети — не только хореограф, но первый исполнитель этой партии решился не использовать искусственного горба и иных бутафорских примет уродства. Был найден убедительный пластический образ героя: искаженная координация движений, скособоченные позы, завернутая за поясницу рука. В отличие от других действующих лиц костюм Квазимодо не ярок, сосредоточивая внимание зрителя на внутреннем мире персонажа. В балете убедительно показано его перерождение — от собачей преданности своему «хозяину» и стремления выполнить любой его приказ к героической попытке спасти невинную Эсмеральду и к возмездию за ее смерть. Именно в судьбе уродливого звонаря наиболее ощутима обаятельная притягательность личности Эсмеральды (напомним, что имя героини означает «изумруд»). Достаточно ее жалости и сочувствия, как бедный калека начинает меняться внутренне и даже внешне. На время дуэта в соборе Квазимодо распрямляется и предстает прекрасным партнером, достойным лучшей жизненной участи.

В балете «Собор Парижской Богоматери» совершенная красота классического танца оттеняется острым гротеском, насыщенным современной пластикой. В этом монументальном трагическом спектакле также причудливо сочетается суровая реальность и мрачная фантазия. Так, в картине, где Эсмеральда убегает от Квазимодо, на ее пути возникают призраки — своеобразные двойники преследователя. Постепенно эти кроваво-красные двойники заполняют всю сцену, свиваясь в жутковатые клубки и гроздья. Сам Квазимодо с ужасом следит за этим скорбным «хором» то ли близких ему по духу калек, то ли фантомом его уязвленной души. Мрачным гиньолем выглядит и сцена в соборе, где Эсмеральде чудятся двойники Клода в черных одеждах, которые катят перед собой тело мертвого Феба. Впрочем, и реальность порой пугает не меньше, когда толпа жаждет зрелища казни невинной Эсмеральды. Так же как в оригинальной «Эсмеральде» в девятнадцатом веке был обязателен счастливый конец, так в спектакле сурового двадцатого века в живых остается лишь одинокий и несчастный калека Квазимодо.

Балет Ролана Пети был воспринят французской критикой как незаурядное явление и в творчестве хореографа, и в репертуаре знаменитой оперы. Среди исполнителей, помимо указанных выше, отмечали Сирила Атанасова (возбудимого и порочного Фролло) и Жана-Пьера Бонфу (статного белокурого красавца Феба). В 1974 году Пети переносит «Собор» во вновь образованный им Марсельский балет. Советские зрители впервые увидели этот балет в 1970 году на гастролях парижской труппы и в 1974 году в интерпретации марсельского коллектива.

В 1978 году в ленинградском Кировском театре Ролану Пети — первому из зарубежных хореографов было разрешено поставить свой балет на советской сцене. Премьеру «Собора Парижской Богоматери» танцевали Галина Мезенцева (Эсмеральда), Николай Ковмир (Квазимодо), Юрий Гумба (Фролло), Констатин Заклинский (Феб). Спектакль пользовался большим успехом, был показан более 50 раз, в том числе на гастролях в Париже в 1979 году. Критика отмечала, что в русском прочтении Эсмеральда по традиции заняла центральное место в спектакле. В 2003 году «Собор Парижской Богоматери» был поставлен Роланом Пети в московском Большом театре.

А. Деген, И. Ступников

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама