Венгерский Печский балет

Ballet Pécs

Город
Печ
Год основания
1960
Тип
Национальный театр г. Печ

Венгерская балетная труппа. Основана в сезон 1959/60 при Национальном театре г. Печ — одном из старейших в Венгрии. Организатор и руководитель — балетмейстер И. Экк. В коллектив вошли актёры: Ш. Тот, А. Фодор, Э. Арва, Э. Хандель, М. Бретуш, Г. Штимац, М. Аради, Ф. Чифо, Д. Ухрик, Я. Хетеньи, Ц. Эстергайош и др. В том же сезоне была показана программа из одноактных балетов: «Послеполуденный отдых фавна»; «Ацис и Галатея» Шугара (оба — балетм. Д. Лёринц), «Кувшин» Казеллы (балетм. Т. Тибор) и «Комедианты» на муз. Кабалевского (балетм. Экк).

Труппа стала своеобразной творческой лабораторией, где хореографы пытаются создать танцевальный язык, способный выразить проблемы современного общества, раскрыть средствами танца мир эмоций современного человека. Постановки Венгерского Печского балета отличает стремление сочетать достижения классического танца и танца модерн с приёмами эстрадного танца, акробатики, пантомимы и цирка.

Таковы балеты Экка: «Баллада ужаса» Соколаи, «Вариации одной встречи» Вуйичича, «Шахтёрская баллада» Мароша (все — 1961), «Я жил в такое время» Сёллёши, «Паутина» Гуйяша, «Приказ» Буковы (все — 1962), «Этюды в голубом» на муз. Вивальди (1964).

Коллектив обращается к музыке Б. Бартока («Деревянный принц», 1964; «Чудесный мандарин», 1965; «Концерт», 1965; «Музыка», 1972; «Микрокосмос», 1974), С. С. Прокофьева («Блуждание», 1972; «Игра» 1975), И. Ф. Стравинского («Весна священная», 1972), Д. Д. Шостаковича («Орлы», 1975), А. И. Хачатуряна («Весна», 1975), Р. С. Гринблат («Господин Мольер», 1975) — все балетмейстер Экк.

Много балетов поставлено на музыку классиков: «Дон Жуан» Глюка, «Военная симфония» на муз. Гайдна, «Серенада» на муз. Брамса (все — 1967), «Силовые линии» (1972), «Фауст-симфония» (1973), «Пляска смерти» (1976) — все на муз. Листа, а также балеты на муз. Ф. Куперена, Дж. Россини, Л. Бетховена, А. Берга и др.

Особое внимание уделяется постановкам произведений современных венгерских композиторов: «1514» Ранки (1961), «Гипербола» (1964) и «Монодия» (1966) Ланга, «Пассакалия» Петровича (1965), «Поступь дьявола» Секея (1968), «Золотой телёнок» (1970) и «Метрополис» (1972) Р. Мароша, «Вавилон» А. Михая (1970), «Экстаз» Ш. Соколаи (1970), а также балеты на муз. К. Лендваи, Д. Куртага, Б. Бакфарка, Л. Вайнера, З. Кодая, Э. Сервански, А. Бадьи, Ф. Сабо, З. Шимона.

Постановки Венгерского Печского балета осуществляют также балетмейстеры: Ш. Тот — «Что скрывает твоя шляпа?» Кинчеша (1964), «Стулья» Гонды (1966), «Цирк» Ранки (1966), «Как-то раз» и «Компания» Бадьи, «Я один» Бозай, «Всё вверх дном» Деака, «Стены» Давида, «Признание» на муз. Альбинони, «Два портрета» на муз. Бартока (все — 1973); «Одноактные балеты» на муз. Малера (1974), «Сюита си-минор» на муз. Баха, «Просветлённая ночь» на муз. Шёнберга, «Замочные скважины» Надора (все — 1976); А. Фодор — «Ballo concertante» на муз. Вивальди, «Карусель» на муз. Й. Штрауса (оба — 1966).

Венгерский Печский балет получил известность в Венгрии и за её пределами. Среди новых постановок: «Одноактные балеты» на муз. Баха, Толара, Вивальди, «Дафнис и Хлоя», «Блудный сын» (все — балетм. М. Мурдмаа), 1976; «Реквием Верди» (1976, балетм. Экк), «Крестьянская кантата» на муз. Баха, «Кармина Бурана» Орфа, «Саломея» Петровича — все в 1978, балетм. Экк; «Поединок Танкреда и Клоринды» на муз. Монтеверди (1978, балетм. Тот).

В 1967 труппа гастролировала в СССР.

Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981

реклама

вам может быть интересно

Брамс-трио Ансамбли

рекомендуем

смотрите также

Реклама