Румынский балет

Основу румынского балета составляют богатейший национальный хореографический фольклор и традиции европейского балетного театра, принесённые в страну иностранными труппами.

Многовековое османское иго задержало развитие профессионального танц. искусства в Румынии. После заключения Кючук-Кайнарджийского мира (1774), в кон. 18 - нач. 19 вв. в рум. городах начали гастролировать нем., итал. и франц. оперные труппы (напр., в бухарестском театре "Чишмяда рошие", осн. в 1818, шли оперы Россини и Моцарта). Со временем в некоторые оперные спектакли стали включаться танц. дивертисменты. В 1822 нем. труппа из Веймара, гастролировавшая в Брашове, показала балет-пантомиму из жизни рум. нац. героев Хории, Клошки и Кришана, пост. балетм. Богнером на муз. капельмейстера Мюллера, аранжировавшего рум. мелодии.

Ещё в 19 в. нар. танцы привлекали внимание деятелей нац. возрождения. Известна пастораль "Праздник румынских пастухов", включавшая нар. танцы, сюжет которой был сочинён видным рум. просветителем Г. Асаки, а музыка - его женой Е. Таубер-Асаки. Впоследствии нар. танцы занимали большое место в комедиях, водевилях, феериях и т. д. В 1833 в Бухаресте было открыто "Филармоническое общество", при котором существовала первая в стране балетная школа, где преподавали французы - супруги Дюпор. Ученики этой школы исполняли нар. танцы в драматич. спектаклях нац. репертуара и балетные дивертисменты в оперных спектаклях иностр. трупп, выступавших в Бухаресте.

Открытие нац. театров и консерваторий в Яссах и Бухаресте в сер. 19 в. послужило толчком к развитию рум. театрального искусства, в т. ч. и балетного. В 1869 в Бухаресте был поставлен первый нац. балет "Золотая дама" Виста (балетм. - амер. балерина А. Мейвуд и румын Г. Мочану). Мочану организовал первую рум. фольклорную танц. труппу, гастролировавшую в Европе и Америке.

При нац. театре в Бухаресте в 1885 по инициативе композитора Дж. Штефэнеску была создана оперная труппа, имевшая небольшую балетную труппу и школу. Один из её педагогов - итальянец Т. Парис - ставил также балетные спектакли и дивертисменты в операх. Среди его учениц - М. Бэлэнеску, ставшая в нач. 20 в. ведущим педагогом, руководителем балетной школы Румынской оперы.

До 1-й мировой войны рум. композиторами были написаны балеты: "Лесная песня" и "Четыре сабли" Димитреску, "Иляна Косынзяна" Ноттары, "Жанна д'Арк" Катарджи.

В 20-40-х гг. постоянные балетные труппы работали в Бухаресте в Румынской опере (осн. в 1919, с 1921 гос. театр, балетм. А. Романовский) и в Клуже при Гос. опере (открыт в 1919, балетм. Р. Моравский). В Бухарестском театре ставились: "Лебединое озеро" (балетм. В. А. Каралли), "Коппелия", "Послеполуденный отдых фавна", "Петрушка"; "Жавотта" Сен-Санса, "Дафнис и Хлоя"; нац. балеты - "Ирис" К. Ноттары (1932, балетм. Романовский), "Тайна" Андрику (1936, балетм. М. Савицкий), "Барышня Мариуца" (1941, балетм. Ф. Капсали) и др. В этот период были созданы классич. произведения нац. репертуара - "На рынке" Жоры (1932, балетм. Романовский) и "Свадьба в Карпатах" Константинеску (1939, балетм. Ф. Капсали), для которых характерно широкое использование нар. танцев. Выдающимися артистами этого периода были: танцовщицы - Каралли, Е. Пенеску-Личиу, Ф. Капсали, И. Корбу, М. Ж. Ливизяну, Мит. Думитреску; танцовщики - О. Дановский, Н. Якобеску, Б. Балог.

После освобождения страны от фашизма (1944) и провозглашения республики (1947) балетный театр Румынии успешно развивается. Были созданы балетные труппы при оперных театрах в Тимишоаре (1947), Оперном театре в Яссах (1947), Венгерском оперном театре в Клуже (1948), Музыкальном театре в Брашове (1955), Музыкальном театре в Галаце (1957) и Лирическом театре в Констанце (1958). Существуют небольшие балетные труппы при некоторых театрах оперетты, эстрадных и драматич. театрах. Продолжает работу балетная труппа Рум. оперного театра в Клуже. Основной коллектив страны - труппа Румынской оперы в Бухаресте. Рум. балетные труппы исполняют балеты классич. наследия и мн. сов. балеты. Были созданы и пост. в Румынской опере нац. балеты: "Белый арап" (балетм. О. Дановский) и "Кэлин" А. Мендельсона (1957, балетм. Т. Урсяну), "Гайдуки" Жери (1956, балетм. В. Марку), "Возвращение из глубины моря" Жоры (1965, балетм. Дановский), "Янку Жиану" Кириака (1964, балетм. Дановский), "Принц и нищий" Профеты (1967, балетм. Дановский), "Пламя" Кириака (1974, балетм. тот же), "Весна" Трэилеску (1972, балетм. Марку), "Свадьба" Поповича (1975, балетм. Марку), "Настасия" Трэилеску (1965, балетм. Дановский). Ведущие балетмейстеры Румынии - Капсали, Дановский, Марку и Урсяну. Большой вклад в развитие нац. хореографич. искусства внесли также хореографы: Якобеску, работавший в Клуже и в Яссах, М. Павелич - в Тимишоаре и в Брашове, Т. Кекаис - в Тимишоаре и в Галаце, Балог - в Яссах и Клуже, М. Савопол - в Констанце, А. Шнейдер - в Тимишоаре и Клуже, Ш. Георге - в Тимишоаре. Молодое поколение представляют: А. Мезинческу, М. Атанасиу, А. Кечулеску. Балетмейстеры В. Прока, М. Радукану, А. Чезар работают в области современного жанра.

Большое влияние на развитие рум. балета оказало сов. хореографич. искусство. В Румынии работали сов. балетмейстеры и педагоги (М. М. Габович, Л. М. Лавровский, И. В. Смирнов, А. Я. Шелест и др.). Мн. рум. артисты и балетмейстеры учились и стажировались в СССР.

Подготовку артистов балета ведут с 1949 два хореографич. лицея (в Бухаресте и Клуже), имеющих 9-летний курс обучения. Кроме того, имеются хореографич. студии при муз. и эстрадных театрах и при танцевальных ансамблях. Специалисты по балету в СРР: Л. Косма, В. Косма, К. Кыржан, Т. Преда.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Сегидилья Музыкальные жанры
Псалмодия Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Pas, па Балет и танец
Дуэт Термины и понятия
Мажоро-минор Термины и понятия
Лендлер Музыкальные жанры
Патараг Церковная музыка
Rallentando, раллентaндо Термины и понятия
Иракская музыка Национальные культуры
Полиладовость Термины и понятия
Полутон Термины и понятия

Реклама