Балет Баланчина «Тема с вариациями»

Theme and variations

Дата премьеры
27.09.1947
Жанр
Страна
США
Балет Баланчина «Тема с вариациями» / Theme and variations

Одноактный балет на музыку П. Чайковского.

Балетмейстер Дж. Баланчин, костюмы Каринска (использованы костюмы балета «Симфония до мажор»), художники В. Томпсон (декорации) и Д. Хейз (свет).

Премьера состоялась 27 сентября 1947 года в труппе «Бэллей тиэтр», Ричмонд (Вирджиния).

Балеты, в которых рождается танцевальная параллель классическому музыкальному произведению, занимают ведущее место в творчестве Джорджа Баланчина (1904-1983). В них нет сюжета — только танец, передающий ритмический, мелодический рисунок, танец, где становится зримой внутренняя структура симфонического произведения и раскрывается духовная суть музыки.

Баланчин писал: «Помимо балетных партитур Чайковский создал массу музыки идеальной для танца. Это вполне естественно для человека, черпавшего вдохновение в искусстве балета. Между „Лебединым озером" (1877) и „Спящей красавицей" (1890) Чайковский сочинил четыре оркестровых сюиты. Они не предназначались для танца, но достаточно услышать их, как тотчас видишь их пластическое решение. Невольно сожалеешь, что в этот период Чайковский не пользовался популярностью среди хореографов. „Тема с Вариациями" — бессюжетный балет. Как и "Ballet Imperial", он воскрешает тот великий период в истории классического танца, когда русский балет процветал благодаря волшебной музыке Чайковского».

Для «Темы с вариациями» Баланчин взял четвертую часть третьей оркестровой сюиты ля мажор, написанной Чайковским в 1884 году. Критики отмечали, что «Тема с вариациями» по-своему удивительный балет: Баланчин использует в нем простейшую лексику классического танца, те движения и комбинации, которые изо дня в день танцовщики повторяют в классе. Но из отдельных «слов» балетмейстер составляет отточенные, блестящие фразы, обладающие своей логикой и смыслом, свободно перетекающие одна в другую. Балет справедливо считался одной из самых академичных работ Баланчина, но это вовсе не означает, что в ней отсутствуют вдохновение, изобретательность и новизна. Академичность сказывалась в том, что самые неожиданные сочетания и пластический рисунок в целом опирались на каноны классического танца, подчеркивали его красоту.

«Первая ослепительная вариация балерины построена на простых pas de chat и pirouette, — пишет исследовательница творчества Баланчина Нэнси Рейнолдз. — Выход кавалера — это прыжки с ronds de jambe; в адажио балерина, поддерживаемая танцовщиками кордебалета, делает несколько developpe в разных направлениях, а ведь это самое обычное движение, повторяемое в классе по утрам. У кавалера тоже „учебное задание" — двойные туры в воздухе. И кто, кроме Баланчина, мог придумать столь неожиданный зачин для солистов — элементарные battements tendu?»

«У этого балета аристократическая родословная, он — наследник русского императорского балета XIX века, — писал критик Уолтер Терри. — Но не подумайте, что хореограф попросту омолодил старое и этим отдал дань уважения предкам. Баланчин придал традиционным движениям свежие акценты, мускульную энергию, использовал в хореографии все музыкальные оттенки. Его кружевной, то сплетающийся, то расплетающийся рисунок в танце кордебалета столь же прекрасен и красен и элегантен, как и блестящий, фанфарного звучания полонез финала. Во всем — имперская пышность и размах».

Балет Баланчина «Тема с вариациями» / Theme and variations

Главные партии на премьере балета танцевали ведущие солисты труппы Алисия Алонсо и Игорь Юшкевич. В новой постановке 1960 года в той же труппе, но носящей уже имя «Нью-Йорк Сити бэллей», солировали Виолетт Верди и Эдуард Виллелла. На гастролях этой труппы в СССР в 1973 году «Тема с вариациями» уже показывалась как четвертая часть балета Баланчина «Третья сюита» (1970) на музыку Чайковского. Солировали новые звезды коллектива Гелей Киркланд и Хельги Томассен.

Первая постановка балета «Тема с вариациями» в России состоялась в 1986 году в ленинградском Малом театре оперы и балета. Постановка была осуществлена московским хореографом Александром Прокофьевым без разрешения Фонда Дж. Баланчина и просуществовала недолго.

Первая «легальная» премьера балета состоялась 21 февраля 1989 года в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова. Постановка «Темы с вариациями» была подготовлена в сотрудничестве с Фондом Джорджа Баланчина и выполнена в соответствии со стандартами стиля и техники Баланчина, установленными и предоставленными Фондом Баланчина. Балетмейстер-постановщик Франсия Рассел, художник по костюмам Галина Соловьева, дирижер Джемал Далгат. Солировали на премьере Алтынай Асылмуратова и Константин Заклинский.

В программе, выпущенной к премьере «Вечера хореографии Баланчина», главный балетмейстер Мариинского театра Олег Виногрдов отмечал: «Мы счастливы, что мечта наша осуществляется. Наконец состоится первая официальная премьера Баланчина в Советском Союзе, в театре, где он вырос, где воспитывалась его эстетика. Я вижу истоки творчества Баланчина и в сюитах Петипа, в частности в „Тенях", и во многих других балетах. Конечно, он сумел все увиденное, всю классику осмыслить как гениальный современный художник. И это прекрасно, потому что, говоря его словами, „традиция куда сильнее отрицания ее. Она воспитывает новое с невероятной остротой"».

Возвращение Баланчина в Мариинский театр было трудным. Оно шло, минуя политические и финансовые барьеры, через сопряжение различных балетных школ: американской — мускульной, атлетичной и русской, петербургской — более мягкой, пластичной, одухотворенной. Нашим танцовщикам пришлось осваивать специфическую систему тренажа, которую разработал великий хореограф. С тревогой и даже некоторым опасением показывали балеты Баланчина танцовщики Мариинского театра на гастролях в США. Впервые сочинения мастера предстали перед американской публикой в русской интерпретации. Хореографа в ту пору уже не было в живых. После одного из спектаклей состоялся прием в доме друга Баланчина, балетоведа и мецената Линкольна Керстайна. Тот начал говорить: «Как рад был бы Джордж, увидев свои творения в блестящем исполнении своих соотечественников...», затем не выдержал и расплакался. Все разговоры о том, что русские не могут танцевать Баланчина, постепенно сошли на нет. Да, Мариинская труппа танцует балеты Баланчина иначе, нежели, скажем, «Нью-Йорк Сити бэллей», они создали свой русский стиль и манеру исполнения работ Мастера, который говорил о себе, что он по крови — грузин, по культуре — русский, а по национальности — петербуржец.

Балетмейстер-постановщик Карин фон Арольдинген в 2001 году возобновила балет «Тема с вариациями» для нового поколения артистов Мариинского театра. На этот раз пояснения в буклете к возобновлению были более обширны. «Баланчин поставил более полутысячи балетов, по сути его творчество представляло собой несколько тем со спектаклями-вариациями. Заметить одну из главных тем нетрудно: композитор — почти всегда Чайковский или Моцарт, костюмы — пачки, диадемы, колеты. Целые строфы па перетекают из балета в балет по единой кровеносной системе. Эти балеты условно называют „петербургскими". Родной город Баланчина присутствует в них через петербургский балет — через цитаты из Мариуса Петипа и Льва Иванова. Однако балетный Петербург Баланчина — не место на карте, а время на отрезке человеческой жизни: город юности. (Баланчин уехал, когда ему было 19 лет). „Тема с вариациями" — спектакль Театра памяти, но лишенный мемуарной сентиментальности. Населенный тенями прошлого, но рассказывающий о вечности, вмещающий и прошлое и настоящее...»

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама