Вьетнамский классический танец

Истоки танцевального искусства народов, населяющих Вьетнам, уходят в глубокую древность. В. к. т. развивался в тесной взаимосвязи с театральным искусством. Наиболее распространены виды танцевально-драматич. представлений - классич. театр туонг (11-13 вв.) и нар. театр тео. Эти представления включают речь, пение, музыку и условный жест, который имеет тщательно разработанные формулы, выражающие тончайшие нюансы состояний и чувств персонажа. Напр., выражение гнева изображается резким покачиванием головы, сильным, непрерывным колебанием плеч и рук и др.; горе изображается т. н. "ланами" (lan - крутиться лёжа), "бэ" (be - передвижение на коленях), "лиа" (lia - ходьба на полупальцах). Движения актёров стилизованы, позы близки скульптурным. Учатся этому искусству с юности. Театр туонг в своём развитии многое заимствовал от кит. классич. театра: танец с мечом, танец с веером, костюмы, грим и др.; муз. сопровождение всегда включает барабан. На протяжении веков существовали придворные труппы.

После Августовской революции 1945 и установления нар. власти были созданы благоприятные условия для дальнейшего совершенствования хореографич. искусства. Сохраняются и развиваются жанры традиционного вьетнамского театра. В 1950-е гг. ставились многочисл. хореографич. миниатюры, отражающие жизнь вьетнамского народа. Первые многоактные балетные спектакли были поставлены в 1961. Появлению многоактных балетов предшествовала большая работа. Были созданы специальные курсы, где будущие балетмейстеры изучали систему традиционного классического танца и разл. характерные танцы народов Вьетнама. Артистов балета готовили в хореографич. училищах социалистич. стран. Наибольшее распространение получили балеты на совр. темы: "Пламя Нгеана и Хатиня" (о борьбе вьетнамского народа против франц. колонизаторов), "Здравица дяде Хо" (посв. президенту Хо Ши Мину), "Под знаменем национального фронта освобождения Южного Вьетнама", "Южновьетнамская мать", "Тебя любят джунгли", "Связистка", проникнутые героикой, революц. гуманизмом и романтикой. В балетах "Там и Кам" Нгуен Ван Тхыонга, Ван Тьи, "Тхак Сань", "Святой Зонг" на музыку Нгуен Суан Хоата, "Бедный юноша" Нгуен Динь Тика, европ. классич. танец удачно сочетается с танцами народностей тхай и мео. Были поставлены хореографич. миниатюры, предназначенные для концертного исполнения, в которых также сочетались европ., вьетнамский классич. танец и танец модерн ("Факельный патруль", "Медленная граната" и др.). Были предприняты попытки освоения европ. классич. наследия (пост. 2-й акт из "Лебединого озера" и фрагменты из др. балетов). В 1964-79 в Ханое работал Муз. театр, в репертуаре которого сочетались оперные и балетные спектакли с выступлениями симфонич. оркестра. С 1979 здесь показывают только оперы и балеты (рук. театра Нгуен Тхань Ле). Среди ведущих деятелей: хореографы Тхай Ли, Доан Лонг, Чен Минь, Минь Тиен; танцовщики - Нгием, Ань Фу, Мань Хунг; танцовщицы - Фунг Нян. Тхун Куинь, Хоанг Ми.

Для пропаганды нар. искусства в СРВ созданы Ансамбль нар. армии под рук. поэта и драматурга Тхе Лы (1948), Ансамбль нар. реформы провинции Тхайнгуен (1954), в которых имеются танц. группы. В 1959 в Ханое открыта школа европ. классич. балета.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

София Города

рекомендуем

смотрите также

Псалмы Церковная музыка
Израильский балет Балет и танец
Таиландская музыка Национальные культуры
Фистула Термины и понятия
Лауреат Термины и понятия
Вьетнамская музыка Национальные культуры
Романс Музыкальные жанры
Оперные фестивали Опера, вокал, пение
Поза Балет и танец
Полька Музыкальные жанры

Реклама