Барток. Концерт для оркестра

Concerto for Orchestra, Sz. 116, BB 123

Композитор
Год создания
1943
Дата премьеры
01.12.1944
Жанр
Страна
Венгрия
Бела Барток / Béla Bartók

Великий венгерский композитор, выдающийся педагог, собиратель и исследователь музыкального фольклора Бела Барток (1881–1945) – один из классиков музыки ХХ века. В его произведениях восторженное преклонение перед стихией народного творчества сочетается с жестким гармоническим языком, с пылкой, подчас экспрессионистски взвинченной речью, «варварскими» ритмами. Но над всем царит совершенное чувство формы, впечатляет ясность и строгость замысла.

Бежавший в 1940 году из Венгрии от фашистского режима Хорти, Барток последние пять лет жизни провел в США. Концерт для оркестра (1943) сочинен по заказу Бостонского оркестра и по личной просьбе его руководителя Сергея Кусевицкого, в трудную минуту оказавшего тем самым помощь тяжело больному композитору. Первое исполнение Концерта состоялось в декабре 1944 года в Бостоне под управлением Кусевицкого.

Пятичастный концерт – в сущности симфония – написан для большого оркестра (тройной состав духовых, увеличенное число струнных, две арфы). Следуя старинной «соревновательной» форме concerto grosso, Барток ставит перед исполнителями труднейшие задачи. Партитура полна виртуозными соло отдельных музыкантов и целых оркестровых групп, насыщена ансамблевыми диалогами, пронизана тембровой полифонией.

Суровая Интродукция (Andante non troppo. Allegro) – драматический пролог цикла. Скерцо (Allegretto scherzando) – сфера фантастических образов; в нем немало лукавого юмора, остроумных дуэтов-состязаний деревянных и медных духовых инструментов (отсюда заглавие скерцо – «Игра пар»). Элегия (Andante non troppo) – трагическая кульминация концерта, вобравшая в себя мучительные переживания военных лет. Это поминальный плач по покинутой родине. Прерванное интермеццо (Allegretto) – череда причудливых, капризных видений, одно из которых полно нескрываемого сарказма: в гротескно-танцевальном эпизоде звучит фрагмент знаменитой «темы нашествия» из Седьмой симфонии Шостаковича. Финал (Pesante. Presto) – жизнеутверждающий апофеоз танца, полный огня и могучей, подлинно бетховенской силы.

Иосиф Райскин, mariinsky.ru

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама