Бетховен. Струнный квартет No. 1 («Аменда-квартет»)

String Quartet No. 1 (F-dur), Op. 18, No. 1

Композитор
Год создания
1800
Жанр
Страна
Германия

Людвиг ван Бетховен / Ludwig van Beethoven

Уцелела рукопись партий раннего варианта этого квартета, которую Бетховен подарил своему другу Карлу Аменде 25 июня 1799 года при отъезде последнего из Вены в Курляндию. На партии первой скрипки рукою Бетховена написано: «Дорогой Аменда! Прими этот квартет как скромный знак памяти о нашей дружбе. Всякий раз, когда будешь играть его, вспомни о тех днях, что мы прожили вместе, и о том, как глубоко тебя любил и всегда будет любить твой верный и искренний друг Людвиг ван Бетховен».

Через два года, 1 июля 1801 года в письме к нему же Бетховен сообщает: «Квартет свой никому не давай, так как я основательно его переделал. Лишь теперь я научился как следует писать квартеты, в чем ты сам убедишься, когда их получишь». Действительно, переработанный вариант квартета № 1 показывает, как быстро совершенствовался стиль молодого Бетховена.

В этом квартете прежде всего привлекает наше внимание высокое мастерство владения фактурой, поистине безупречной. В то же время по стилю первая, третья и четвертая части, несмотря на ряд замечательных находок, еще не вполне оригинальны. Тем более неожиданной предстает вторая часть — Adagio, совершенно самостоятельная по своему содержанию. Здесь перед нами уже не последователь Гайдна и Моцарта, а Бетховен со всеми индивидуальными чертами его стиля. Это Adagio, так же как и Largo е mesto из фортепианной сонаты ор. 10 № 3, выделяется среди камерных произведений конца XVIII века трагической окраской музыкальных образов.

В основу музыки первой части (Allegro con brio, 3/4, четверть по метроному = 54), написанной в сонатной форме, положена короткая тема, построенная на мотивной ячейке, являющейся выписанным группетто:

Этот мотив в первой части проводится 131 раз! При этом активная тематическая разработка, столь характерная для стиля зрелого Бетховена, здесь по сути дела отсутствует. Основное интонационное зерно остается неизменным, меняется лишь его окружение: гармония и фактура.

В музыке первой части проходит разнообразная гамма настроений — от шутливых до серьезных.

Поистине гениальным предстает перед нами Бетховен во второй части (Adagio affetuoso ed appassionato, 9/8, восьмая = 138), также написанной в сонатной форме. Из глубины сердца льется горькая жалоба, передаваемая сначала кантиленой первой скрипки:

Здесь музыка как будто выражает жажду покоя, избавления от страданий. Затем мужественное sforzando как бы возвращает ее к новой жизни.

После проведения мягкой убаюкивающей побочной партии в тональности F-dur начинается разработка. Она довольно компактна (всего 19 тактов). В разработке тема главной партии благодаря окружению тридцатьвторых получает характер более экспрессивный. В конце разработки четыре постепенно затихающих аккорда и полные напряженного ожидания паузы подводят к несколько сокращенной и измененной по фактуре репризе. В коде динамическое нарастание в партии виолончели приводит к секстаккорду второй низкой ступени, после чего наступают мучительно длинные паузы. Резко звучащий уменьшенный септаккорд, исполняемый fortissimo с громадным скачком вниз в партии первой скрипки, звучит как крик смертельно раненного человека (см. пример 3).

Последние пять тактов — скорбный эпилог. Слушая замечательное Adagio, мы невольно задаемся вопросом, не находился ли композитор под влиянием какого-нибудь определенного поэтического образа? Ответ на этот вопрос дают слова самого Бетховена: Когда я писал это Adagio, — сказал он своему другу Аменде,— я представлял себе сцену в могильном склепе из Ромео и Джульетты. Отметим, что набросок части имеет авторскую пометку «Последние вздохи».

Третья часть — Скерцо (Scherzo, 3/4, половинная с точкой = 112), легкое и грациозное (пример 4).

Интересно начало трио, построенное на унисонных октавных скачках (пример 5).

Эти скачки проходят и в дальнейшем изложении трио. В музыке всего скерцо чувствуются юношеская радость и сила.

Настроение, сложившееся в скерцо, получает дальнейшее развитие в финале (Allegro, 2/4, четверть по метроному = 120), написанном в форме рондо-сонаты. Характерна тема его главной партии (пример 6).

Вначале ведущая роль поручена первой скрипке, потом все четыре инструмента сливаются в унисоне и вводят в гордую и полную энергии новую тему — начало связующей партии (пример 7).

Затем идет побочная партия, в сопровождающих голосах которой используются приемы имитационного изложения. Следует первое возвращение главной партии, большая разработка, реприза и кода.

Элементы тематического развития, очень скупо намеченные в первой части, получают в финале значительно более широкое и активное воплощение. Финал полон веселой, увлекательной жизнерадостности.

Продолжительность исполнения квартета 26 минут: I ч. — 8 мин., II ч. — 7 мин., III ч. — 4 мин., IV ч. — 7 мин.

П. Долгов

реклама

вам может быть интересно

Брамс. Фортепианный квартет No. 3 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама