Наталия Игоревна Бессмертнова

Natalia Bessmertnova

Дата рождения
19.07.1941
Дата смерти
19.02.2008
Профессия
Страна
Россия, СССР
Наталья Игоревна Бессмертнова / Natalia Bessmertnova

Родилась 19 июля 1941 года в Москве. В 1961-1988 гг. являлась солисткой балета Большого театра. Затем — до 1995 г. — была педагогом-репетитором.

В 1961 г. с отличием окончила Московское государственное училище (педагоги М. Кожухова, Л. Черкасова, С. Головкина). Вышла на сцену Большого театра еще до окончания училища, исполнив партии: Амур («Дон Кихот»), па де труа, Изящная куколка («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография В. Вайнонена, 1958 г.).

В выпускном классе дебютировала в спектакле Большого театра как солистка: Седьмой вальс и Мазурка («Шопениана» на муз. Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1961 г.). Затем была принята в балетную труппу Большого театра.

Яркая индивидуальность артистки проявилась очень рано. Она начинала как лирическая героиня, чему способствовали ее внешние данные, и первоначальный ее репертуар складывался в соответствии с этим амплуа. Вскоре, после исполнения Жизели она раскрылась как романтическая танцовщица, и как артистка, тонко воспринимающая малейшие нюансы хореографического стиля разных эпох и направлений. Это позволило ей довольно быстро расширить сценический репертуар и равно убедительно выступать в балетах классического наследия (Перро, Коралли, Петипа, Фокин, Горский) и сочинениях современных авторов (Вайнонен, Лавровский, Захаров, Голейзовский, Мессерер).

Амплуа романтической танцовщицы, справедливо закрепилось за балериной на долгие годы; одухотворенность танца, необыкновенная музыкальность и пластическая кантилена определяли и последующие партии, в том числе современного репертуара, создавая необычное сочетание качеств, сформировав особую индивидуальность и определив ее место в труппе Большого театра.

Встреча с хореографией Юрия Григоровича (ставшего ее мужем в 1968 г.), открыла новый этап творчества балерины. Сотрудничество с балетмейстером оказалось крайне плодотворным, в совместных с ним работах сконцентрировались ее личные творческие достижения предшествующего периода и открылись новые грани дарования. Сохраняя собственную творческую природу, прежде всего связанную с романтическим направлением, в таких партиях, как Одетта-Одиллия, Маша, артистка все больше открывалась как лирико-трагическая героиня театра Григоровича — Фригия, Джульетта, Анастасия, Валентина. Этим ее образам были свойственны духовная сила, обилие неожиданных пластических интонаций, современных по сути.

«Ее танец, богатый фразировкой, глубокими, порой дерзкими акцентами, носит как бы импровизационный характер, насыщен множеством экспрессивных оттенков» (Поэль Карп).

Две работы 1980-х гг., завершившие творчество Наталии Бессмертновой — Рита («Золотой век» Д. Шостаковича в постановке Ю. Григоровича) и заглавная партия в балете «Раймонда» А. Глазунова (хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича) представляли абсолютного мастера. В них воедино слились все качества артистического облика Бессмертновой: природная грация, музыкальность, свободное владение техникой классического танца, целостное ощущение масштаба спектакля, его формы и протяженности.

Продолжая работать в Большом театре, выступала как приглашенная балерина в спектаклях балета Финской национальной оперы в Хельсинки (Жизель, 1966 г.); Белградского национального театра (Одетта-Одиллия, Жизель, 1970-71 гг.); миланского театра Ла Скала (Одетта-Одиллия, Жизель, 1970 г., 1977 г.); балета Римской оперы (Жизель, Одетта-Одиллия, 1970 г., 1980 г.); Варшавского национального театра (Жизель, 1971 г.); Норвежской оперы в Осло (Одетта-Одиллия, 1972 г.); балета Софийской народной оперы (Жизель, 1972 г.); балета Венской государственной оперы (Маша, «Щелкунчик», 1973 г.); Парижской национальной оперы (Анастасия, «Иван Грозный», 1976 г.; Жизель, 1977 г.; Джульетта, 1978 г.); Королевского Шведского балета в Стокгольме (Одетта-Одиллия, 1979 г.); а также в балетных труппах Висбадена, Базеля, Турина, Тулона, Ниццы, Любляны, Нови Сада, Загреба, Токио. Участвовала в гала-концерте в театре Метрополитен-опера в Нью-Йорке, посвященном 85-летию импресарио Сола Юрока (1973 г.).

По окончании сценической карьеры (последний спектакль на сцене Большого театра — «Жизель» — состоялся в 1994 г. — продолжала деятельность педагога-репетитора вплоть до 1995 г.

В 2001-2003 гг. вернулась в Большой театр как ассистент хореографа-постановщика и педагог-репетитор, участвовала в новой постановке «Лебединого озера» и возобновлении «Легенды о любви» и «Раймонды». Как педагог-репетитор также работала вместе с Юрием Григоровичем над постановками: «Раймонда» (Национальная опера Белоруссии, Минск, 1997; Пражский национальный театр, 2001), «Щелкунчик» (Молдавская национальная опера, 1998; Пражский национальный театр, 1998, Стамбульский театр оперы и балета, 2001), «Спящая красавица» (Национальный театр, Варшава, совместно с Театром Карло Феличе, Генуя, 1996-97), «Ромео и Джульетта» (Кремлевский балет, 1999), «Легенда о любви» (Стамбульский театр оперы и балета, 2000), «Спартак» (Национальный балет Кореи, Сеул, 2001), «Иван Грозный» (Кремлевский балет, Москва, 2001; Парижская Опера, 2003).

Как член жюри участвовала в работе международных конкурсов артистов балета в Лозанне (Швейцария) — Приз Лозанны (1995) и Варне (Болгария, неоднократно), Всеяпонского конкурса артистов балета в Нагое (2001-2004, в 2001, 2004 — председатель).

Умерла 19 февраля 2008 г. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Автор — Александр Колесников

реклама

вам может быть интересно

Эжен Скриб Писатели

рекомендуем

смотрите также

Реклама