Бирманская музыка

Категории словаря

Муз. иск-во Бирмы тесно связано с танцем и театр. представлениями. Истоки Б. м. - в древнейших религ. ритуалах. Музыка получила развитие задолго до укрепления в стране буддизма, когда был распространён языч. культ натов (духов). Им посвящалось т.н. нат-пве (представление натов) - ритуальный обряд, включавший в себя танцы и декламацию в сопровождении муз. инструментов. В основе песен и танцев, популярных и в совр. Б., сохранились элементы этого ритуала. Б. м. строится на простой пентатонике. Нац. муз. традиции Б. формировались под влиянием монов и пью - народов, живших на территории Бирмы до прихода предков собственно бирманцев. Первое свидетельство о наличии в Бирме развитой инстр. музыки относится к нач. 9 в. Это отклик видных кит. поэтов (в т.ч. Бо Цзюй-и), высоко оценивших выступление 35 музыкантов пью, прибывших в нач. 9 в. в столицу Китая (Чанъань). Б. м. достигла расцвета в эпоху Паганского гос-ва (11-13 вв.). О значении музыки и танцев в культуре Бирмы этого времени свидетельствуют также надписи в пагодах, говорящие о том, что музыканты и танцовщики были участниками разл. религ. празднеств и церемоний (на стенах храмов сохранились изображения танц. сцен). Музыка постепенно отделяется от танцев и становится самостоят. видом иск-ва. Среди инструментов, использовавшихся в этот период, - разл. барабаны, гонги, в т.ч. подвесные и циркульные, раковины, арфы с разным количеством струн (до 16), рожки и мн. др. В 1-й пол. 16 в. сформировался характерный для Бирмы тип оркестра, т.н. сайн вайн, просуществовавший почти без изменений до сер. 19 в., когда мн. инструменты были реконструированы. В усовершенствованном виде сайн вайн сохранился до нашего времени. В него входят ударные: патсайн - циркульный барабан (состоит из 21 барабана, к-рые подобраны по высоте тона и подвешены вертикально на кольцевой обычно позолоченной дерев. основе; исполнитель сидит или стоит в центре этой установки) и др. барабаны, чейвайн - циркульный гонг (состоит из подвешенных по кругу 18 гонгов, на к-рых играют деревянными палочками), патталб (род ксилофона из 24 пластинок, расположенных по высоте тона; существует 3 их вида: ва - бамбуковый, тан - железный, чей - медный), лингвин - большие и малые тарелки (кхекхвин), бамбуковые трещотки, колокольчики; струнные: саун - арфа со струнами из кручёного шёлка или искусств. нитей (по виду напоминает очертания бирм. лодки; один из самых древних нац. инструментов; популярен и в совр. Бирме), тоунлоун саун - трёхструнная арфа (в форме крокодила, вдоль спины к-рого натянуты струны); среди духовых - солирующий инструмент патоукау (танкоукау) - род рожка с мундштуком из пальмового листа, имеет 7 отверстий с одной стороны и одно - с другой (для большого пальца), хне - род гобоя из бамбука, пьуей - род флейты.

К концу 13 в. относится наиболее древняя из дошедших до нас песен - военная песня (исполнявшаяся во время танца со щитом). Позднее получила развитие придв. песня, также связанная с танцем и исполнявшаяся во время разл. торжеств и церемоний в корол. дворце. Существовали разл. типы песен: чоу, бве, тичхин кхан, пат пьоу; сиамские, монские и др. Известные исполнительницы классич. песен, популярных и в совр. Бирме, - До Аун Чи, До Со Мья, Ей Чи, До Дейти Ньюн и др. В дворцовой драме 18 в. - "нандвинза" - большое место отводилось музыке, пению и танцу. Вок. речитатив, инстр. музыка и танец связывались между собой интермедиями. Оркестр (состоял только из мужчин - от 3 до 10) исполнял перед каждой сценой муз. вступление (во время сценич. действия оркестр использовался редко). Определённые инструменты оркестра предназначались для сопровождения речитатива и для танца. Установилась строгая последовательность муз. сопровождения сцен. Обычно один и тот же актёр был певцом и танцовщиком одновременно.

В сер. 18 в., после победы над Сиамом, в Бирме сложилась новая школа, впитавшая в себя традиции Б. м. и обогащённая достижениями сиамского муз. иск-ва. Сиамские песни вошли в классич. Б. м. (йоудая тичхин). В 18-19 вв. большой вклад в бирм. муз. культуру внесли поэты-композиторы Мьявади Минджи У Ca, Падейтаяза, поэтессы-композиторы Хлайнтхей Кхаун Тин и Ma Ma Ле. Известными исполнителями на бирм. арфе в 19 в. были У Маун Джи и его ученик У Маун Лат. Популярные актёры-танцовщики 20 в. У По Сейн, Аунгбала и Сейн Кадон много сделали для развития муз. культуры Бирмы.

В совр. бирм. театральных представлениях музыка по-прежнему занимает большое место. Это муз. и песенно-танц. интермедии. Сольные муз. номера и оркестровые пьесы служат вставными или завершающими номерами в аньейнпве (театральная программа, состоящая из традиц. танц. номеров, перемежающихся с злободневными диалогами, в к-рых участвуют комич. персонажи), и в т.н. затпве (многочасовая муз. драма). Важное значение сохранил оркестр, в составе к-рого появились скрипки и гитары.

В совр. Бирме религ. празднества всегда сопровождаются музыкой (в зависимости от характера празднества используются разл. инструменты). В совр. нар. Б. м. сохранились традиции муз. фестивалей с танцами, названия к-рых происходят от инстр. сопровождения данного нар. танца: оу зи (танец с двойным барабаном), доу па (танец с малым барабаном). Бирманцы хранят и развивают нац. муз. традиции. Мн. трудовые процессы сопровождаются музыкой: напр., во время посадки риса играют на поун шей (большой барабан).

Развивается проф. муз. иск-во. Созданы гос. школы музыки и танца, школы изящных иск-в в Рангуне и Мандалае, в к-рых изучаются как классич. бирманские формы иск-в, так и совр. европ.; организованы Гос. бирм. оркестр во главе с режиссёром и композитором У Хан Па (в 1956 оркестр вместе с др. мастерами иск-в Бирмы гастролировал в СССР) и Ансамбль бирм. нац. танца (гастролировал в СССР в 1972). Для совр. бирм. оркестра характерно использование наряду с нац. инструментами нек-рых европ. инструментов (скрипка, фп., труба). Музыканты, учившиеся в разных странах (в т.ч. в СССР), организовали небольшой симф. оркестр, исполняющий классич. и совр. музыку зап.-европ., рус. и сов. композиторов. В совр. Б. м. проникают европ. мелодии, в т.ч. джазовые.

Литература: Sachs С., Die Musikinstrumente Birmas und Assams im K. Ethnographischen Museum zu Mьnchen, Mьnch., 1917; Reinhard K., Die Musik Birmas, в кн.: Schriftenreihe des musikwissenschaftlichen Seminars der Universitдt Mьnchen, V, Wьrzburg, 1939; Мьнма свесоунчан (Бирманская энциклопедия), т. 10, Рангун, 1966, с. 59-64; Htway U. Chit, String instruments in Burmese music, Rangoon. School of music and drama, 1966; Sein U. San, The Burmese harp, там же, 1969; Han U. Mya, Classical songs of Burma, там же, 1966.

Г. П. Попов

реклама

вам может быть интересно

Выворотность Балет и танец
Хота Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Трещотка Музыкальные инструменты
Транспозиция Термины и понятия
Неаккордовые звуки Термины и понятия
Allegro, аллегро Термины и понятия
Драматургия музыкальная Термины и понятия
Зона Термины и понятия
Программа Термины и понятия
Appassionato, аппассионaто Термины и понятия
Комедия-балет Балет и танец
Мадригал Термины и понятия

Реклама