Брамс. Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром

Double Concerto (a-moll), Op. 102

Композитор
Год создания
1887
Дата премьеры
18.10.1887
Жанр
Страна
Германия
Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром ля минор стал произведением, ознаменовавшим начало позднего периода творчества Иоганнеса Брамса. Произведение завершено в 1887 г., девять лет прошло со времен создания Концерта для скрипки с оркестром ре мажор, но и это сочинение было связано со знаменитым скрипачом-виртуозом Йозефом Иоахимом. Музыкант и композитор были дружны много лет, но, к сожалению, даже самая искренняя дружба иногда омрачается непониманием, случилось так и с Иоахимом и Брамсом: когда распался брак скрипача с певицей Амалией Шиевайс, Брамс отговаривал друга от развода, а когда брак всё же был расторгнут, написал Амалии письмо, исполненное сочувствия, в котором заявил, что никогда не оправдывал Иоахима и прекрасно знает «злополучное свойство его характера». Этот поступок композитора послужил причиной разрыва дружеских отношений – лишь по прошествии семи лет состоялось примирение, в честь которого и был написан Двойной концерт. Восстановление добрых отношений с Иоахимом было настолько важно для композитора, что перед тем, как приступить к работе над произведением, он спросил согласия у скрипача, послав ему письмо из Туна – небольшого живописного городка в Швейцарии, где Брамс три года подряд проводил лето (и музыканты, и любители музыки должны быть благодарны Иоахиму за то, что он дал положительный ответ – иначе эта прекрасная музыка могла бы не родиться).

Важную роль в Концерте играет мотив ля – ми – фа (A – E – F в буквенной системе) – это не что иное, как перестановка первых букв немецкой фразы «Frei aber einsam» («Свободный, но одинокий») – таков был личный девиз Йозефа Иоахима. Однако речь идет не о скрипичном концерте, а о двойном, и при его написании Брамс имел в виду еще одного музыканта, который тоже был его другом – Роберта Хаусмана. По просьбе этого виолончелиста Брамс годом раньше создал Сонату для виолончели и фортепиано № 2 фа мажор. Партии обоих солистов не только равны по сложности, но и сходны друг с другом по фактуре. Солирующие инструменты равноправны, но в большинстве случаев композитор предоставляет виолончели «высказаться» первой, поэтому возникает ощущение, что в Концерте преобладают «темные» тембровые краски.

Часть первая – Allegro – отличается удивительной цельностью, весь ее тематический материал произрастает из начальной интонации. Главная партия сочетает эпическое величие и оттенок драматизма. Побочной партии особую выразительность придает излюбленный гармонический оборот Брамса – малый вводный септаккорд к доминанте. Но наиболее активные моменты музыкального развития связаны с другой темой – связующей, постоянно напоминающей о себе и в разработке, и в коде.

Драматизму первой части противопоставляется светлая и спокойная вторая – Andante. Напевность ее тематизма сближает медленную часть с вокальной музыкой, и даже в фактуре ощущается близость к хоровым сочинениям (чередование октавных унисонов с многоголосными «припевами»).

Финал – Vivace non troppo – имеет форму рондо-сонаты и развивается от ля минора к ля мажору. Рефрен наделен чертами танцевальности, а в эпизодах ощущается связь с песенной стихией второй части.

Первыми исполнителями Двойного концерта стали, разумеется, Йозеф Иоахим и Роберт Хаусман, в сентябре 1887 г. они впервые сыграли произведение в Баден-Бадене перед несколькими приглашенными гостями, среди которых была Клара Шуман, дирижировал сам автор. Публичная премьера состоялась в октябре того же года в Кёльне, вновь под управлением Брамса. После нескольких исполнений, прошедших в течение концертного сезона 1887–1888 гг., Иоганнес Брамс передал Иоахиму рукопись Концерта с дарственной надписью: «Тому, для кого он был написан». В 1888 г. состоялась первая публикация Концерта, которую осуществило издательство Зимрока.

Как и Концерт для скрипки с оркестром, Двойной концерт получил неоднозначную оценку со стороны современников, причем среди тех, у кого он не вызвал восторга, были даже люди из ближайшего круга общения композитора. Например, Клара Шуман, отмечая интересную композицию произведения, считала его инструментовку далеко не блестящей, а Теодор Бильрот – близкий друг Брамса – назвал Концерт «опустошенным и скучным». Впрочем, в последующие времена критики давали Двойному концерту более высокую оценку – его достоинства стали очевидны. Назвать его часто исполняемым произведением нельзя – ведь для его исполнения нужны не просто два виртуоза – скрипач и виолончелист – не уступающие друг другу в мастерстве, это должны быть музыканты, способные составить гармоничный дуэт. Двойной концерт Брамса исполняли Жак Тибо и Пабло Казальс, Исаак Штерн и Йо-Йо Ма, Давид Ойстрах и Мстислав Ростропович, Гидон Кремер и Миша Майский, Олег Каган и Наталия Гутман.

Симфоническое творчество Брамса

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама