Шопен. Ноктюрн ми минор

Nocturne (e-moll), Op. posth. 72, No. 1

Композитор
Год создания
1827
Жанр
Страна
Польша
Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838

Большой интерес вызывают ноктюрны c-moll и e-moll (без опуса, 1827), представляющие самые ранние образцы этого жанра у Шопена.

В ноктюрне c-moll уже присутствует та печальная задумчивость, которая не раз появится в позднейших произведениях Шопена. Но контрастного построения, характерного для зрелых ноктюрнов Шопена, здесь еще нет. Пьеса производит впечатление большого лирического фрагмента какого-то более крупного сочинения. И, быть может, не случайна близость ряда оборотов и фактуры этого ноктюрна к средней части экспромта ор. 29: там совершенно кристаллизовался и стал более страстным романтический образ томления, который здесь только складывается.

Ноктюрн e-moll (op. 72 № 1) представляет более яркий и законченный образец жанра, позднее развитого Шопеном с таким совершенством. Его интонационный строй отмечен выразительной романтической чувствительностью. Элегичность (с моментами просветлений) господствует, причем очевидно противопоставление постоянного журчащего фона (природы!) голосу человека (особо выделяются моменты дуэта). Небольшой отрывок начала ноктюрна сразу обращает внимание и „лирическим ниспаданием" мелодии и „вздохом":

Примечательны и другие черты ноктюрна: весьма последовательная (хотя еще не столь гибкая, как в дальнейшем, несколько монотонная и схематичная) „широкая" фактура левой руки; мелодическая, а не пассивно-фигурационная трактовка аккомпанемента (с явлениями мнимого многоголосия); орнаментальная вариационность (реприза e-moll). А главное — Шопену тут уже удается добиться большой последовательности изложения (когда эмоция постепенно накапливается, усиливается, растет) и наметить зерно эмоциональных контрастов (тоски и примиренности).

Ю. Кремлев

реклама

вам может быть интересно

Оперетта Фримля «Роз-Мари» Оперетты и мюзиклы

Словарные статьи

Ноктюрн 12.01.2011 в 12:01

рекомендуем

смотрите также

Реклама