Колоратура

Категории словаря

итал. coloratura, букв. - украшение, от лат. coloro - окрашиваю, приукрашиваю

Виртуозные, технически трудные пассажи и мелизмы в вокальной партии (см. Орнаментика). К. находила применение уже в ср. века в многоголосных вок. сочинениях (мотеты, мадригалы, шансон, фобурдоны и др.). При этом само название "К." вошло в обиход не сразу; первоначально как вок., так и инстр. мелодич. украшения назывались flores (лат. - цветы) и diminution (франц., букв. - размельчение; см. Диминуция), применялись и др. названия (итал. fioretti, passagi, gorgia, испан. glosas). Название diminution связано с практикой дробления осн. тонов мелодии на группы более мелких нот. Такое дробление производилось певцами и инструменталистами по своему усмотрению. Постепенно выработались определённые формы К. для разл. рода мелодич. оборотов, к-рые приводились в учебных руководствах того времени. Широкое применение К. затрудняло восприятие музыки и мешало её доходчивости, поэтому в 16 в. были установлены ограничения использования К. в басовом голосе, к-рый должен был оставаться прочным фундаментом муз. ткани; в каждом отрывке вводили К. по преимуществу только в одном из голосов. Вплоть до 17 в. не проводилось строгого разграничения вок. и инстр. мелодич. украшений.

Наиболее широко К. применялась в сольных вок. номерах оперы, т. е. прежде всего в арии. Важнейшее значение К. приобрела в итал. опере 17-19 вв. Уже в сер. 17 в. она стала составной частью итал. арии. К. располагалась преим. в конце каждого из разделов арии и состояла из трелей, охватывающих широкий диапазон пассажей, больших скачков, секвенцирования разл. мотивов и т.п. К. включалась во все оперные партии - от партий певцов-кастратов и высоких женских голосов до партий басов-буфф. Хотя ещё в нач. 17 в. нек-рые композиторы сами выписывали колоратуры в нотах ("Смерть Орфея" Ланди, 1619), обычно певцы импровизировали колоратуры и сверх предусмотренных автором музыки. У итал. композиторов и певцов К. нередко утрачивала выразит. значение и превращалась в самоцель, в средство демонстрации технич. возможностей певца. Однако в лучших образцах итал. оперы применение К. является внутренне оправданным, служит характеристике героев и их переживаний (оперы Дж. Россини, Дж. Верди).

Во франц. опере, где музыка, как правило, тесно связана с метром текста, К. нашла ограниченное применение и использовалась гл. обр. в связи со спец. задачами ("Лакме"). В нем. опере К. приобретает существенное значение лишь в отд. сочинениях ("Волшебная флейта"; "Оберон" Вебера). В течение длительного времени композиторы избегали применять К. Это было связано с влиянием художеств. концепции Р. Вагнера, осудившего К. как элемент "недраматический". Лишь в 20 в. в творчестве Р. Штрауса, возродившего нек-рые оперные формы 18 в., К. вновь становится важным выразит. средством ("Ариадна на Наксосе"). Она встречается и в нек-рых оперных сочинениях представителей новых художеств. течений 20 в. ("Лулу" А. Берга). Прекрасные образцы глубоко оправданного и осмысленного использования К. имеются в рус. операх ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила" Глинки, "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок" Римского-Корсакова).

В сов. музыке качественно новую трактовку К. получила в концерте для колоратурного сопрано с оркестром Р. М. Глиэра. Здесь она связана с песенно-романсовыми интонациями, в ее орнаментальных узорах претворены черты иск-ва народов Востока, где встречаются своеобразные формы К. (напр., у армянских и азербайджанских ашугов).

В связи с практикой применения К. сформировалось понятие "колоратурных голосов", т. е. голосов, способных легко и свободно исполнять всевозможные мелодич. украшения (колоратурное сопрано). В 18 в. в качестве исполнителей колоратурных партий славились итал. певцы-кастраты Карестини и Фаринелли, певица Фаустина Вордони-Хассе и др., в 19 в. - Аделина Патти. В Сов. Союзе известность получили А. В. Нежданова, Е. А. Степанова, В. В. Барсова, Е. К. Катульская, Д. Я. Пантофель-Нечецкая, Г. Н. Гаспарян, Б. А. Руденко и др.


Виртуозные пассажи и мелизмы (украшения) в пении. В опере колоратура применялась наиболее широко в 17-19 вв., прежде всего, в итал. школе бельканто. Хотя иногда комп. выписывали все пассажи в партитуре, певцы часто предпочитали импровизировать сверх написанного автором. Нередко эти колоратуры утрачивали худ. значение, превращаясь в самоцель. Наиболее характерные и лучшие образцы колоратурных партий можно найти в соч. Россини, Доницетти, Беллини, отчасти Верди (на ранних этапах его тв-ва). Во франц. и нем. школах, где большее значение имело декламационно-речитативное начало, колоратура встречается реже (напр., партия Лакме в одноим. оп., партия Царицы ночи) и выполняет специфические художественные задачи авт. Колоратурные партии встречаются и в рус. оп. (Руслан и Людмила, Золотой петушок и др.). Развитие оп. в конце 19 в. и нач. 20 в. (во мн. проходившее под влиянием Вагнера, не признававшего колоратуру) привело к почти полному исчезновению колоратуры. Однако в тв-ве Р. Штрауса, особенно в соч., где он использует элементы стилизации, вновь появляется колоратура как худ. прием (партия Зербинетты в "Ариадне на Наксосе"). Колоратурные партии исп. преим. соп. и меццо (хотя в оп. 17-18 вв. колоратура применялась даже в партиях басов-буффа). Среди наиболее выдающихся певиц, мастеров колоратуры, в 19 в. Патти, Курц; в 20 в. Штрайх, Сазерленд (сопрано); Супервиа, Хорн, Бартоли (меццо, преим. в оп. Россини) и мн. др.

Е. Цодоков

реклама

вам может быть интересно

Балетоман Балет и танец
Роговой оркестр Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Дудка Музыкальные инструменты
Дирижирование Термины и понятия
Энармоника Термины и понятия
Чеченская и ингушская музыка Национальные культуры
Пианола Музыкальные инструменты
Саксофон Музыкальные инструменты
Молдовеняска Музыкальные жанры
Певческие праздники Опера, вокал, пение
Академизм Течения в искусстве

Реклама