Композиция

Категории словаря

от лат. compositio — составление, сочинение

\1) Музыкальное произведение, результат творческого акта композитора. Понятие композиции как законченного художественного целого сложилось не сразу. Его становление тесно связано с уменьшением роли импровизац. начала в муз. искусстве и с совершенствованием нотной записи, на определённом этапе развития сделавшей возможной точную в наиболее существенных чертах письменную фиксацию музыки. Поэтому совр. смысл слово «К.» приобрело лишь с 13 в., когда в нотной записи выработались средства фиксации не только высоты, но и длительности звуков. Первоначально муз. произведения записывались без обозначения имени их автора - композитора, которое стало проставляться лишь с 14 в. Это было связано с ростом значения в К. индивидуальных черт художеств. мышления её автора. В то же время в любой К. находят отражение и общие особенности муз. искусства данной эпохи, особенности самой этой эпохи. История музыки во многом представляет собой историю муз. композиций - выдающихся произведений крупных художников.

\2) Структура музыкального произведения, его музыкальная форма (см. Форма музыкальная).

\3) Сочинение музыки, вид художеств. творчества. Требует творч. одарённости, а также определённой степени технической подготовки - знания осн. закономерностей построения муз. произведений, сложившихся в ходе историч. развития музыки. Однако муз. произведение должно быть не набором употребительных, привычных музыкальных оборотов, а художеств. целым, отвечающим эстетич. запросам общества. Для этого оно должно заключать в себе новое художеств. содержание, обусловленное общественно-идеологич. факторами и отражающее в образно-неповторимой форме существенные, типические черты современной композитору действительности. Новое содержание определяет и новизну выразительных средств, к-рая, однако, в реалистической музыке означает не разрыв с традицией, а её развитие в связи с новыми художеств. задачами (см. Реализм в музыке, Социалистический реализм в музыке). Лишь представители всевозможных авангардистских, модернистских течений в музыке порывают со сложившимися на протяжении веков традициями, отказываясь от лада и тональности, от прежних логически осмысленных типов формы, а вместе с этим и от общественно значимого, обладающего определённой художественной и познавательной ценностью содержания (см. Авангардизм, Алеаторика, Атональная музыка, Додекафония, Конкретная музыка, Пуантилизм, Экспрессионизм, Электронная музыка). Сам творч. процесс у разл. композиторов протекает по-разному. У одних композиторов музыка подобно импровизации выливается легко, записывается ими сразу же в законченной, не нуждающейся в сколько-нибудь существенной последующей доработке, отделке и шлифовке форме (В. А. Моцарт, Ф. Шуберт). Другие находят наилучшее решение только в результате длительного и напряжённого процесса совершенствования первоначального наброска (Л. Бетховен). Одни при сочинении музыки пользуются инструментом, чаще всего фп. (напр., Й. Гайдн, Ф. Шопен), другие прибегают к проверке за фп. только после того, как произведение полностью закончено (Ф. Шуберт, Р. Шуман, С. С. Прокофьев). Во всех случаях критерием ценности созданного произведения у композиторов-реалистов служит степень его соответствия художеств. замыслу. У композиторов авангардистского толка творч. процесс принимает форму рационального комбинирования звучаний по тем или иным произвольно установленным правилам (напр., в додекафонии), причём зачастую придаётся принципиально важное значение элементу случайного (в алеаторике и др.).

\4) Учебный предмет, который преподаётся в консерваториях и др. муз. учебных заведениях. В России обычно называется сочинением. Курс К., как правило, ведётся композитором; занятия заключаются прежде всего в том, что педагог знакомится с произведением студента-композитора или фрагментом этого произведения, даёт ему общую оценку и высказывает замечания об отдельных его элементах. Педагог обычно предоставляет студенту свободу в выборе жанра своего сочинения; в то же время общий план курса предусматривает постепенное продвижение от более простого к сложному, вплоть до высших жанров вок.-инстр. и инстр. музыки - оперы и симфонии. Существует значит. количество уч. пособий по К. До 19 в. значение руководств по К. часто приобретали пособия по контрапункту (полифонии), генерал-басу, гармонии, даже по вопросам муз. исполнения. В их числе, напр., «Трактат по гармонии» («Traitй de l'harmonie», 1722) Ж. P. Рамо, «Опыт наставления по игре на поперечной флейте» («Versuch einer Anweisung die Plute traversiere zu spielen», 1752) И. И. Кванца, «Опыт правильного способа игры на клавире» («Versuch ьber die wahre Art das Clavier zu spielen», 1753-62) К. Ф. Э. Баха, «Опыт основательной скрипичной школы» («Versuch einer grundlichen Violinschule», 1756) Л. Моцарта. Порой как руководства по сочинению музыки рассматривались и музыкальные произведения - такие, напр., как «Хорошо темперированный клавир» и «Искусство фуги» И. С. Баха (такого рода «инструктивные» сочинения создавались и в 20 в., напр. «Игра тональностей» - «Ludus tonalis» Хиндемита, «Микрокосмос» Бартока). С 19 в., когда утвердилось и само совр. понимание термина «К.», руководства по К. обычно объединяют в себе курсы осн. муз.-теоретич. дисциплин, знание которых необходимо для композитора. Эти дисциплины преподаются в совр. консерваториях в качестве отдельных уч. предметов - гармонии, полифонии, учения о форме, инструментовки. В то же время в руководствах по К. обычно излагаются и элементы учения о мелодии, трактуются вопросы жанров и стилей, т. е. области муз. теории, вплоть до наст. времени не преподающиеся в качестве самостоят. уч. дисциплин. Таковы уч. пособия по композиции Ж. Ж. Моминьи (1803-06), А. Рейхи (1818-33), Г. Вебера (1817-21), А. Б. Маркса (1837-47), З. Зехтера (1853-54), Э. Праута (1876-95), С. Ядассона (1883-89), В. д' Энди (1902-09). Видное место среди подобного рода трудов занимает «Большой учебник композиции» X. Римана (1902-13). Существуют и уч. пособия по сочинению музыки определённых родов (напр., вокальной, сценической), определённых жанров (напр., песни). В России первые учебники К. были написаны И. Л. Фуксом (на нем. яз., 1830) и И. К. Гунке (на рус. яз., 1859-63). Ценные работы и отд. высказывания о К. и её преподавании принадлежат Н. А. Римскому-Корсакову, П. И. Чайковскому, С. И. Танееву. Учебники К., принадлежащие сов. авторам, предназначены преим. для начинающих, которые не проходят ещё осн. теоретич. предметов. Это труды M. P. Гнесина (1941) и Е. О. Месснера (1971).

Литература: 3) и 4) (перечислены по преимуществу работы, относящиеся к периоду, когда уже установилось совр. понимание термина "К.", и трактующие предмет К. в целом. Из руководств 20 в. по сочинению "новой музыки" представлены лишь нек-рые, принадлежащие её наиболее видным представителям) Гунке О., Руководство к сочинению музыки, отд. 1-3, СПБ, 1859-63; Чайковский П. И., О композиторском мастерстве. Избранные отрывки из писем и статей. Сост. И. Ф. Кунин, М., 1952, под загл. Чайковский П. И., О композиторском творчестве и мастерстве, М., 1964; Римский-Корсаков H. A., О музыкальном образовании. Статья I. Обязательное и добровольное обучение в музыкальном искусстве. Статья II. Теория и практика и обязательная теория музыки в русской консерватории, в кн.: Римский-Корсаков А. Н., Музыкальные статьи и заметки, СПБ, 1911, переиздано в Полном собрании сочинений, т. II, М., 1963; Tанеев С. И., Мысли о собственной творческой работе, в сб.: Памяти Сергея Ивановича Танеева, сб. статей и материалов под ред. Вл. Протопопова, М., 1947; его же, Материалы и документы, т. I, М., 1952; Гнесин M. P., Начальный курс практической композиции, М.-Л., 1941, М., 1962; Богатырев С., О переустройке композиторского образования, "СМ", 1949, No 6; Скребков С., О композиторской технике. Заметки педагога, "СМ", 1952, No 10; Шебалин В., Чутко и бережно воспитывать молодежь, "СМ", 1957, No 1; Eвлахов О., Проблемы воспитания композитора, М., 1958, Л., 1963; Корабельникова Л., Танеев о воспитании композиторов, "СМ", 1960, No 9; Тихомиров Г., Элементы композиторской техники, М., 1964; Чулаки М., Как же пишут композиторы музыку?. "СМ", 1965, No 9; Месснер Е., Основы композиции, М., 1968.

реклама

вам может быть интересно

Рококо Течения в искусстве
Тунисская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Каватина Термины и понятия
Опера-сериа Опера, вокал, пение
Флажолеты Термины и понятия
Ариетта Опера, вокал, пение
Еврейская музыка Национальные культуры
Проходящий звук Термины и понятия
Degage, дегаже Балет и танец
Appassionato, аппассионaто Термины и понятия
Дутар Музыкальные инструменты

Реклама