Александр Александрович Давиденко

Alexander Davidenko

Дата рождения
13.04.1899
Дата смерти
01.05.1934
Профессия
Страна
СССР

В искусстве Давиденко нет аккуратно выписанных деталей, как нет и изображения отдельных людей и характеров или же раскрытия глубоко личных, интимных переживаний; главное в нем другое — образ народной массы, ее устремленность, подъем, порыв...
Д. Шостакович

Александр Александрович Давиденко / Alexander Davidenko

В 20-30-е гг. среди советских композиторов выделялась фигура неутомимого пропагандиста массовой песни, талантливого хорового дирижера, выдающегося общественного деятеля А. Давиденко. Это был композитор нового типа, служение искусству для него было неразрывно связано с активной и неустанной просветительной работой среди рабочих, колхозников, красноармейцев и краснофлотцев. Общение с массами было жизненной потребностью и необходимым условием его существования как художника. Человек необычайно яркой и вместе с тем трагической судьбы, Давиденко прожил короткую жизнь, не успев осуществить всех своих замыслов. Он родился в семье телеграфиста, в восьмилетнем возрасте остался круглым сиротой (впоследствии его преследовала неотвязная мысль о том, что он разделит судьбу своих родителей, умерших молодыми), с 15 лет начал самостоятельную жизнь, зарабатывая уроками. В 1917 г. он, по его словам, «дал тягу» из духовной семинарии, куда был отдан отчимом и где весьма посредственно занимался по основным предметам, увлекаясь лишь уроками музыки.

В 1917-19 гг. Давиденко учился в Одесской консерватории, в 1919-21 — служил в Красной Армии, затем работал санитаром на железной дороге. Важным событием в его жизни было поступление в 1922 г. в Московскую консерваторию в класс Р. Глиэра и в Хоровую академию, где он учился у А. Кастальского. Творческий путь Давиденко был неровен. Его ранние романсы, небольшие хоровые и фортепианные пьесы отмечены некоторой угрюмостью настроения. Они автобиографичны и несомненно связаны с тяжелыми переживаниями детства и юности. Перелом наступает весной 1925 г., когда в консерватории был объявлен конкурс на лучшее «музыкально-революционное сочинение», посвященное памяти В. И. Ленина. В конкурсе приняли участие около 10 молодых композиторов, составивших затем ядро «Производственного коллектива студентов-композиторов Московской консерватории» (Проколл), созданного по инициативе Давиденко. Проколл просуществовал недолго (1925-29), но сыграл важную роль в творческом становлении молодых композиторов, в числе которых были А. Хачатурян, Д. Кабалевский, М. Коваль, И. Дзержинский, В. Белый. Основным принципом деятельности коллектива было стремление создавать произведения о жизни советского народа. При этом большое внимание уделялось массовой песне. В то время этот термин означал наряду с понятием «массовое пение» многоголосное хоровое исполнение.

В своих песнях Давиденко творчески использовал образы и музыкальные приемы народной песни, а также принципы полифонического письма. Это проявилось уже в первых хоровых сочинениях композитора «Конница Буденного» (ст. Н. Асеева), «Море яростно стонало» (ст. народные), «Бурлаки» (ст. Н. Некрасова). В 1926 г. Давиденко претворяет свою идею «демократизации форм сонаты и фуги» в хоровой сонате «Рабочий май», а в 1927 г. создает выдающееся произведение «Улица волнуется», которое было частью коллективной работы Проколла — оратории «Путь Октября». Это живая красочная картина демонстрации рабочих и солдат в феврале 1917 г. Форма фуги здесь строго подчинена художественному замыслу, она призвана выразить организованную стихию многоголосой революционной улицы.

Вся музыка пронизана народным колоритом — рабочие, солдатские песни, частушки вспыхивают, сменяя друг друга, сочетаясь с главной темой, обрамляя ее.

Второй вершиной творчества Давиденко стал хор «На десятой версте», посвященный жертвам революции 1905 г. Он также предназначался для оратории «Путь Октября». Эти два произведения завершают деятельность Давиденко как организатора Проколла.

В дальнейшем Давиденко занимается главным образом музыкально-просветительской работой. Он ездит по стране и повсеместно организует хоровые кружки, пишет для них песни, собирает материал для своих произведений. Результатом этой работы были «Первая Конная, Песня про наркома, Песня о Степане Разине», обработки песен политкаторжан. Особой популярностью пользовались песни «Нас побить, побить хотели» (ст. Д. Бедного) и «Винтовочка» (ст. Н. Асеева). В 1930 г. Давиденко начал работу над оперой «1919 год», однако это произведение в целом оказалось неудачным. Лишь хоровая сцена «Подъем вагона» отличалась смелым художественным замыслом.

Последние годы жизни Давиденко работал неистово. Вернувшись из поездки в Чеченскую область, он создает колоритнейшую «Чеченскую сюиту» для хора a cappella, трудится над большим вокально-симфоническим произведением «Красная площадь», принимает активное участие в музыкально-просветительской работе. Смерть подстерегла Давиденко буквально на боевом посту. Он умер 1 мая после первомайской демонстрации 1934 г. Его последняя песня «Солнце Первомая» (ст. А. Жарова) была отмечена премией на конкурсе Наркомпроса. Похороны Давиденко превратились в необычный для такого ритуала концерт массовой песни — мощный хор из студентов консерваторки и участников самодеятельности исполнил лучшие песни композитора, отдав таким образом дань памяти замечательному музыканту — энтузиасту советской массовой песни.

О. Кузнецова

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама