Никита Александрович Долгушин

Nikita Dolgushin

Дата рождения
08.11.1938
Дата смерти
10.06.2012
Профессия
Страна
Россия, СССР

Никита Александрович Долгушин / Nikita Dolgushin

Народный артист СССР (1988); лауреат (1-я премия) Международного конкурса танца (Варна, 1964), фестиваля «Квартал Марэ» (Париж, 1966), дипломант Парижского университета танца (1966).

Окончил ЛХУ в 1959 (ученик М. Михайлова, А. Пушкина). На выпускном спектакле исполнил роль Листа («Листиана», балетм. К. Голейзовский). В 1959-61 в Театре им. Кирова исполнял партии: Альберт; Принц («Щелкунчик»), Трубадур («Раймонда»), Парис, Трубадур («Ромео и Джульетта»), Юноша («Шопениана»); хореографические миниатюры: «Размышление», «Вальс», «Слепая», «Поцелуй»; па-де-труа («Лебединое озеро»), Сатир («Спартак»), Мефистофель («Маскарад»), Юноша («Бахчисарайский фонтан»), Смит («Тропою грома»).

В 1961-66 в Новосибирском театре. Первый исполнитель партий: Принц («Золушка», балетм. О. Виноградов), Ромео («Ромео и Джульетта», балетм. О. Виноградов), Жан де Бриен («Раймонда», балетм. П. Гусев), Юноша («Ленинградская поэма»), Бахрам («Семь красавиц»), Раб, Али («Корсар», балетм. И. Гусев), Солист («Болеро», балетм. Е. Тангиева); др. партии: Зигфрид, Альберт, Солор, Ферхад; Принц («Щелкунчик»), Юноша («Шопениана»), Дезире.

В 1966-68 в хореографическом концертном ансамбле «Молодой балет» п/р И. Моисеева (Москва) подготовил два сольных концерта, в которых среди других номеров и отрывков из балетов исполнил две прелюдии Баха (балетм. К. Голейзовский), «Порыв» (балетм. Н. Долгушин), «Прелюд» Э. Вила Лобоса (балетм. М. Мурдмаа).

В 1968-83 в Малом театре. Первый исполнитель партий: Принц («Щелкунчик», балетм. И. Бельский), Колен («Тщетная предосторожность», балетм. О. Виноградов), Тореадор («Кармен-сюита»), Ромео («Ромео и Джульетта», балетм. О. Виноградов), Франц («Коппелия»), князь Игорь («Ярославна»), Джеймс («Сильфида»), Поэт («Перекресток», балетм. Л. Лебедев), Воспитатель («Педагогическая поэма»), Борис («Царь Борис»), Феб де Шатонер («Эсмеральда»), Карл («Разбойники»); в балетах собственного сочинения: Солист («Концерт в белом»), Гамлет («Размышления»), Кавалер («Моцартиана»), Солист («Камерная сюита»), Ромео («Ромео и Джульетта» на муз. П. Чайковского); другие партии: Зигфрид («Лебединое озеро»), Кавалер («Пахита»), Альберт («Жизель»). Выступал в концертах «Камерного балета» п/р Г. Алексидзе. Исполнил в Театре им. Кирова партии Гамлета («Гамлет», 1972), Базиля («Дон Кихот», 1982).

В 1984 на сцене Оперной студии Ленинградской консерватории исполнил партии в хореографических миниатюрах: «Нарцисс» на муз. С. Цинцадзе, «Пьеро» на муз. Р. Шумана, «Монолог Иуды» на муз. К. Пендерецкого (все — балетм. Г. Алексидзе), «Павана мавра» на муз. Г. Пёрселла (балетм. X. Лимон), «Чорос» на муз. Э. Вила Лобоса (балетм. Р. Пети), «Adagio sostenuto» на муз. П. Чайковского (балетм. Н. Долгушин); в 1985 — партию Дон Жуана в балете «Дон Жуан» на муз. К. В. Глюка (балетм. Г. Алексидзе), в 1986 — Солиста в «Грезе» на муз. Поэмы Э. Шоссона (балетм. Н. Долгушин).

Снимался в к/ф и т/ф «Как сердцу выразить себя», «Волшебство», «Тема с вариациями», «Балет в миниатюрах», «Па-де-де» на муз. П. Чайковского и «Гран па» из балета «Пахита», «Танцует Никита Долгушин», «Принц и нищий», «Маскарад».

Впервые выступил как балетмейстер в Новосибирске, поставил ряд вариаций в балете «Ледяная дева» (балетм. П. Гусев). В Малом теате поставил одноактные балеты: «Концерт в белом», «Размышления», «Моцартиана»; «Камерная сюита» на муз. Р. Щедрина, «Ромео и Джульетта» на муз. П. Чайковского, «Клитемнестра».

С 1983 по 2001 гг. Никита Долгушин заведовал кафедрой хореографии Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (профессор). В 1990-е был художественным руководителем Театра оперы и балета при Санкт-Петербургской Консерватории. На протяжении нескольких последних лет работал репетитором солистов в Михайловском театре.

Долгушин — классический танцовщик лирико-романтического плана. Отличительной чертой его дарования является интеллект: одухотворенный танец всегда обогащен мыслью. Велик творческий диапазон артиста, ему свойственны и лирика, и романтика, и гротеск. Большим достижением артиста было выступление в роли Юноши и Ферхада. «Психологичность, интеллектуальность и сдержанность Долгушина делают его героем современного хореографического спектакля, утверждающего начала танцевального симфонизма и психологизма» (Б. Львов-Анохин). Наиболее интересная работа артиста в классическом репертуаре — партия Альберта. Неустанный поиск, творческая самостоятельность привели артиста к собственным балетмейстерским работам. Он проявил себя как знаток классического танца.

Сочинения: Мысль и танец (беседа с Т. Отюговой).— Смена, 1980, 18 мая; Дело профессиональной чести.— Сов. балет, 1983, № 6; Силовое поле его энергии.— Там же, 1984, № 6.

Литература: Красовская В. Никита Долгушин.— Л., 1985. Львов-Анохин Б. Никита Долгушин.— Театр, 1964, № 10; Луцкая Е. Никита Долгушин.— Муз. жизнь, 1964, № 24; Кремшевская Г. Не просто баловень природы.— Театральная жизнь, 1966, № 8; Демидов А. Ноты времени.— Сов. культура, 1967, 16 февр.; Голейзовский К. Вдохновение танца.— Веч. Москва, 1967, 15 марта; Чистякова В. Будни и праздники Никиты Долгушина.— Театр, 1967, № 8; Львов-Апохин Б. Творческий вечер Никиты Долгушипа,— Там же, 1969, № 12; Ступников И. И классика и современность.— Ленингр. правда, 1976, 31 янв.; Деген А. Поэзия осмысленного танца.— Смена, 1977, 19 янв.: Леонидова Е. В мире танца Никиты Долгушина.— Муз. жизнь, 1984, № 16; Деген А. Новые номера, новые краски.— Ленингр. правда, 1984, 5 сент.; Красовская В. Вечер Никиты Долгушина.— Сов. балет, 1985, № 1.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама