Антал Дорати

Antal Doráti

Дата рождения
09.04.1906
Дата смерти
13.11.1988
Профессия
Страна
Венгрия, США

Немного найдется дирижеров, которым принадлежит такое количество записей, как Анталу Дорати. Несколько лет назад американские фирмы вручили ему золотую пластинку — за полтора миллиона проданных дисков; а спустя год им пришлось вторично вручать дирижеру еще одну такую же награду. «Вероятно, это мировой рекорд!» — воскликнул один из критиков. Интенсивность артистической деятельности Дорати огромна. Почти нет в Европе крупного оркестра, с которым он не выступал бы ежегодно; дирижер дает десятки концертов в год, едва успевая перелетать на самолете из одной страны в другую. А летом — фестивали: Венеция, Монтре, Люцерн, Флоренция... Оставшееся время — записи на пластинки. И наконец, в коротких промежутках, когда артист не находится за пультом, оп успевает сочинять музыку: лишь за последние годы им написаны кантаты, виолончельный концерт, симфония и много камерных ансамблей.

На вопрос, где он находит время для всего этого, Дорати отвечает: «Это совсем просто. Я ежедневно встаю в 7 часов утра и работаю с семи до половины десятого. Иногда еще и вечером. Очень важно, что меня еще ребенком приучили к концентрированной работе. У нас дома, в Будапеште, всегда было так: в одной комнате отец давал уроки скрипки, в другой мать играла на рояле».

По национальности Дорати — венгр. В доме его родителей часто бывали Барток и Кодаи. Дорати еще в юности решил стать дирижером. Уже в четырнадцать лет он организовал в своей гимназии студенческий оркестр, а в восемнадцать одновременно получил гимназический аттестат и диплом об окончании Музыкальной академии по фортепиано (у Э. Донаньи) и композиции (у Л. Вейнера). Его приняли ассистентом дирижера в оперу. Близость к кружку прогрессивных музыкантов помогла Дорати быть в курсе всех новинок современной музыки, а работа в опере способствовала приобретению необходимого опыта.

В 1928 году Дорати покидает Будапешт и отправляется за границу. Он работает дирижером в театрах Мюнхена и Дрездена, концертирует. Стремление к путешествиям привело его в Монте-Карло, на пост главного дирижера Русского балета — преемника дягилевской труппы. В течение многих лет — с 1934 по 1940-й — Дорати гастролировал с балетом Монте-Карло в странах Европы и Америки. На дирижера обратили внимание американские концертные организации: в 1937 году он дебютировал с Национальным симфоническим оркестром в Вашингтоне, в 1945 году был приглашен главным дирижером в Даллас, а четыре года спустя сменил Митропулоса на посту руководителя оркестра в Миннеаполисе, где оставался двенадцать лет.

Эти годы наиболее значительны в биографии дирижера; во всем блеске проявились его способности воспитателя и организатора. Митропулос, будучи блестящим артистом, не любил кропотливой работы с оркестром и оставил коллектив в неважном состоянии. Дорати очень скоро поднял его до уровня лучших американских оркестров, славящихся своей дисциплиной, ровностью звучания и ансамблевой слаженностью. В последние годы Дорати в основном работает в Англии, откуда совершает свои многочисленные концертные турне. С большим успехом проходили его выступления «а родине, «Хороший дирижер должен обладать двумя качествами,—говорит Дорати, — во-первых, чиста музыкальной натурой: он должен понимать и чувствовать музыку. Это само собой разумеется. Второе же вроде не имеет ничего общего с музыкой: дирижер должен уметь приказывать. Но в искусстве «приказывать» означает нечто совсем иное, чем, скажем, в армии. В искусстве нельзя приказывать толыко потому, что ты стоишь рангом выше: оркестранты должны хотеть играть так, как им повелевает дирижер».

Именно музыкальностью и четкостью своих концепций привлекает Дорати. Долголетняя работа с балетом приучила его к ритмической дисциплине. Он особенно тонко передает красочную балетную музыку. В этом убеждают, в частности, его записи «Жар-птицы» Стравинского, «Половецких плясок» Бородина, сюиты из «Коппелии» Делиба и собственной сюиты из вальсов И. Штрауса.

Постоянное руководство большим симфоническим оркестром помогло Дорати не ограничивать свой репертуар полутора десятками классических и современных произведений, а постоянно расширять его. Об этом свидетельствует и беглый перечень других его наиболее распространенных записей. Здесь мы находим многие симфонии Бетховена, Четвертую и Шестую Чайковского, Пятую Дворжака, «Шехеразаду» Римского-Корсакова, оперу «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, Венгерские рапсодии Листа и Румынские — Энеску, отрывки из «Воццека» и «Лулу» А. Берга, пьесы Шёнберга и Веберна, «Американец в Париже» Гершвина, многие инструментальные концерты, в которых Дорати выступает тонким и равноправным партнером таких солистов, как Г. Шеринг, Б. Джайнис, и других известных артистов.

"Современные дирижеры", М. 1969.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама