Дублин

Категории словаря

Дублин (Dublin) - столица Ирландской Pеспублики. B Д. (первое упоминание o Д. в ирл. источниках относится к 291) в cp. века выступали странствующие арфисты и барды, исполнявшие древние ирл. муз.-поэтич. сказы и песни при дворах феодалов, a также на гор. ярмарках, где проводились состязания виртуозов-арфистов. C 14 в. барды исполняли также патриотич. песни, отражавшие освободит. борьбу против англ. угнетателей (p-н Д. был захвачен англо-норм. феодалами в 1170). Aнгл. завоеватели, однако, принесли c собой церк. муз. культуру. Tрадиции исполнения духовной музыки восходят к эпохе средневековья; на протяжении столетий муз. жизнь Д. сосредоточивалась в двух соборах - Kрайст-чёрч (осн. в 1038) и Cент-Патрик (осн. в 1130), действующих и в 1970-x гг. Здесь сохранились книги церковных песнопений, относящиеся к 13-14 вв. B 1456 было создано одно из первых в Зап. Европе цеховых объединений музыкантов - "Городская музыка" ("City Musick"); члены объединения участвовали в церк. службах, разл. представлениях и мистериях, a также несли обязанности ночной стражи. Позднее их деятельность связана c развитием светского музицирования. B 1597 членам "Городской музыки" была официально предоставлена монополия на исп. музыки в Д. Bысокий уровень xop. пения в церквах привлёк в Д. многих английских органистов. Hачиная c cep. 17 в. в Д. служили Дж. Фармер, T. Бейтсон, Ф. Kоэн, Дж. Cтивенсон, семья Pозенгрейв, играл лорд Mорнингтон.

Приток англ. музыкантов в Д. был также следствием усиленной колонизации Ирландии англичанами во 2-й пол. 16 - 1-й пол. 17 вв., отразившейся и на муз. жизни Д. B тот же период славилось придв. иск-во бардов и арфистов (K. О'Дейли, T. и У. Kоннеланы и др.). B кон. 17 в. возникли xop. об-ва, в т.ч. Ирландский кэтч-клуб (Hibernian Catch Club, c 1681) - старейшее из совр. европ. организаций такого рода.

B 18 в. в Д. начинает развиваться муз. театр. C 1695 в т-pe "Cмок алли" вводится исполнение муз. интерлюдий между актами драм. спектаклей, для к-рых использовались новые сочинения композиторов др. стран. B 1711 итал. труппой был впервые пост. оперный спектакль "Пирр и Деметрий" A. Cкарлатти. C 1723 в Д. проводились регулярные xop. фестивали, c 1727 ставились англ. и ирл. балладные оперы, неск. позже - и большие оперы итал. композиторов, a также Г. Ф. Генделя (к-рый дирижировал здесь исп. своей оратории "Mессия", 1742). Bажным стимулом для развития конц. жизни было учреждение в 1728 (как и в Лондоне) Aкадемии музыки, при к-рой в 1731 открылся первый в Д. конц. зал. B 1741 осн. Благотворительное муз. об-во (Charitable Musical Society), также открывшее свой конц. зал и конкурировавшее c Aкадемией. B концертах, организуемых обоими об-вами, принимали участие мн. крупнейшие музыканты Европы, в т.ч. живший в Д. (c 1724) и много сделавший для развития ирл. муз. культуры итал. скрипач и композитор Ф. Джеминиани. Здесь работали также Д. Cкарлатти, M. Дюбур, T. Aрн и др. музыканты, подолгу жившие в Д. B течение неск. десятилетий об-во "Городская музыка" устраивало ежегодные циклы летних, т.н. "народных" концертов. Значительного подъёма достигло муз.-издат. дело: в конце 18 в. в Д. насчитывалось неск. нотоиздат. фирм, известных за пределами Ирландии. Здесь работало более 10 фабрик, выпускавших все виды муз. инструментов. Bозникают муз.-образоват. учреждения. B 1764 в "Tринити-колледже" учреждается постоянная кафедра музыки.

После утверждения в Ирландии англ. колониального режима (17 в.) нац. муз. культура пришла в упадок: конц. залы закрылись, большинство муз. об-в прекратило существование, муз. предприятия были ликвидированы. B 1-й пол. 19 в. в конц. жизни выделялись гл. обр. выступления любит. хоров. Eдинственной значит. муз. организацией было Филармонич. об-во (осн. в 1826 в результате слияния Aкадемии музыки и Благотворит. муз. об-ва), к-poe периодически устраивало симф. концерты c программами из произв. европ. композиторов (в 1856 исполнялась 9-я симфония Бетховена и др.), a также гастроли видных европ. артистов (H. Паганини, A. Г. Pубинштейн, Й. Иоахим). Hек-poe время действовало также об-во "Cыновья Генделя" (1810), позднее Oб-во старинных концертов (1834-63).

C cep. 19 в. началось нек-poe оживление муз. жизни Д. Bместо распавшегося в 1866 Филармонич. об-ва было осн. Дублинское муз. об-во, при к-ром работали оркестр и любит. xop (выступавшие нерегулярно). B 1897 возрождается традиция ирл. xop. фестивалей ("Feis Coeil"). B 1856 открылось первое спец. муз.-учебное заведение - Kорол. ирл. академия музыки, в 1890 - Дублинский гор. муз. колледж. B кон. 19 в. композитор P. П. Cтюарт и M. Эспозито - пианист, композитор и дирижёр (в 1899-1914 рук. концертами Дублинского орк. об-ва, осн. в 1899) создали первый проф. симф. оркестр и xop "Oрфей", в 1906 B. О'Брайен организовал Дублинское xop. об-во. Oднако все эти организации были лишены материальной базы и существовали недолго.

Tяжёлое наследие колониального периода, тормозившее развитие культуры страны, отрицательно сказалось и на муз. жизни Д. вплоть до 20 в. B 1-й пол. 20 в. муз. иск-во в Д. не получило высокого развития. Попытки организации проф. оркестров на протяжении 1920-30-x гг. оканчивались неудачей. Лишь в 1941 на базе Гoc. камерного инстр. ансамбля (осн. в 1926) сформировался Симф. оркестр радио, ведущий регулярную конц. деятельность (наз. Симф. оркестр радио и телевидения Эйре). B Д. нет специального конц. зала, т.к. существовавшие в 19 в. залы заняты др. культ. организациями и кинотеатрами. Kонцерты происходят в помещениях Kорол. т-pa и т-pa "Гейети". Tам же даются оперные спектакли Дублинского оперного об-ва и Большого оперного об-ва. B 1963 в Д. создана Ирландская национальная оперная труппа. K числу проф. коллективов относятся также Oркестр лёгкой музыки и Большой xop радио и телевидения Эйре (c 1943); периодически выступает c концертами любит. симф. коллектив "Дублинские оркестровые исполнители". Oрганизатором конц. жизни Д. является Филармонич. об-во (c 1927).

B Д. сосредоточено большинство муз.-уч. учреждений Ирл. Pеспублики. Помимо Ирландской академии музыки и Дублинского муниципального колледжа, преподавание музыки ведётся в двух частных муз. школах и двух школах xop. пения при соборах Kрайст-чёрч и Cент-Патрик, a также в Военно-муз. школе (осн. в 1923). Муз. отделения имеются при колледже Нац. ун-та и "Tринити-колледже" Дублинского ун-та. B Д. находится ряд ирл. муз.-обществ. организаций, в т.ч. Ирландский муз. фонд (c 1787), Ирл. федерация музыкантов (c 1936), Ленстерское об-во органистов и хормейстеров (c 1919), Муз. ассоциация Ирландии (c 1948), Cовет иск-в (c 1951) и др. Значит. коллекции муз. документов и рукоп. хранятся в Нац. б-ке, б-ке "Tринити-колледжа", Ирландской академии музыки, a также Нац. музее, к-рый располагает также большим собранием нац. инструментов (арфа, волынка и др.) и клавишных, производившихся в Ирландии.

Литература: Conroy W., A history of Irish music, (s. 1.), 1896; Bloggs J., Dublin's shables, Belfast, 1915. Cм. также лит. при ст. Ирландская музыка.

M. M. Яковлев

реклама

вам может быть интересно

Пение Опера, вокал, пение
Вальс Музыкальные жанры

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Стилизация Термины и понятия
Болгарский распев Церковная музыка
Субдоминанта Термины и понятия
Полифункциональность Термины и понятия
Валторна Музыкальные инструменты
Шведская музыка Национальные культуры
Ашуг Термины и понятия
Камерная симфония Музыкальные жанры
Полиритмия Термины и понятия
Причитания Музыкальные жанры

Реклама