Эквадорская музыка

Категории словаря

Муз. культура Эквадора восходит к временам "инкской империи" (см. Перуанская музыка). Музыка занимала важное место в жизни коренного населения страны - индейцев кечуа, хибаро, сапаро и др. Она была неотъемлемой частью повседневного быта, разл. празднеств, а также религ. культа (священные гимны-песнопения). Разнообразны песенные жанры индейцев Эквадора, в их числе - песни-гимны, повествующие о доблести воинов (исполнялись на официальных праздниках), историч. песни, рассказывающие о важнейших событиях в жизни "империи", обрядовые песни, связанные со знаменат. событиями (женитьба, удачная охота или улов и т. д.), с земледельч. работами, любовные песни и др. Среди танцев популярны качульяпи, уайно, юмбо. Муз. инструментарий индейцев представлен всевозможными рожками, морскими раковинами (чуру, или кипа), продольными флейтами - кена и пингольо (или пингульо), погремушками (в т. ч. чиль-чиль), барабанами тинья и тундуй (тундули; различных размеров, выдолбленный из стволов деревьев; индейцы хибаро часто используют тундуй в качестве "беспроволочного телеграфа"). Самыми распространёнными местными инструментами являются пингольо и рондадор (флейта Пана).

image
Наигрыш на пингольо.

image
Наигрыш на рондадоре.

Индейская музыка вост. Эквадора в основном не подверглась испан. влиянию, однако в зап. части страны происходило постепенное проникновение европ. муз. культуры и воздействие её на индейский фольклор. Приход испанцев вызвал существ. изменения в Э. м.: священники-иезуиты, стремясь приобщить индейцев к католицизму, ввели в их религиозные песнопения испанские тексты и в то же время в некоторые католические обряды и праздники - индейские танцы и церемонии. Танцы эквадорских индейцев в основном доиспанского происхождения. Нек-рые из них восходят к периоду раннеродового строя, когда был распространён тотемизм: танцоры провинции Асуай и центр. зоны Эквадора наряжаются в шкуры животных, украшают головы перьями экзотич. птиц, разрисовывают лицо яркой краской.

Нар. креольская музыка Эквадора преемственно связана с испан. музыкой. Её отличают господство 3-дольных, а также переменных (6/8 - 3/4) метров, пение на 2 голоса параллельными терциями, обязат. сопровождение пения игрой на муз. инструментах (прежде всего, на гитаре), а танца - пением, полиметрия пения и аккомпанемента. Наиболее распространённые креольские песенно-танц. жанры - санхуанито, пасильо, пасакалье, дансанте, аморфино, альбасо, гуаранденья.

Проф. муз иск-во Эквадора развивалось медленно. В колониальный период оно было представлено гл. обр. церк. музыкой. Под рук. монахов индейцы обучались игре на клавишных, струн. и дух. инструментах, а также муз. теории, в частности мензуральной нотации. В 1555 францисканцы основали в Кито муз. школу "Сан Андрес", готовившую певцов для церк. хоров. Её воспитанником был кантор Кафедрального собора в Кито, автор ряда мотетов и канцонетт Д. Лобато, к-рого сменил на этом посту Г. Фернандес Идальго. Среди музыкантов 2-й пол. 17 - нач. 18 вв. выделяются комп. М. Бласко, автор мн. духовных произв., а также вильянсикос, и X. Ортуньо де Ларреа, представитель большой семьи музыкантов. В 1810 была создана первая в стране светская муз. школа (её основатель - монах Т. Мидерос-и-Ниньо). В 1838 скрипач А. Сехерс, приехавший в Кито из Европы по приглашению правительства Эквадора, открыл в столице муз. школу. Его ученик - скрипач-виртуоз А. Бальдеон, возглавлявший в 1840-47 муз. школу, создал первые эквадорские симф. произв. (среди его соч. - 6 симфоний). Развитию муз. культуры способствовало филармонич. об-во "Санта-Сесилия", к-рое многие годы возглавлял скрипач М. Перес (по его инициативе в ведение об-ва была передана муз. школа). В 1870 правительственным декретом была осн. Нац. консерватория в Кито (в 1877 закрыта, вновь открыта лишь в 1900). Её первым директором стал комп. А. Нойман, немец по национальности, написавший музыку Нац. гимна Эквадора. Существ. вклад в развитие Э. м. внёс комп. Д. Бреша, по национальности итальянец (в 1903-11 возглавлял консерваторию), музыка к-рого отмечена нац. (эквадорскими) чертами. Таковы его "Восемь вариаций" для оркестра на индейские темы (исп. в 1907, Кито), "Эквадорская симфония" ("Ecuatoriana"). Повышению уровня муз. культуры Эквадора способствовал также музыкант из Испании X. Мулет, создавший кафедральный хор.

Крупнейшие представители Э. м. 1-й пол. 20 в. - С. Л. Морено и Л. А. Сальгадо. Руководитель военного оркестра в Кито (1915-37), профессор Нац. консерватории в Гуаякиле (в 1945-50 также директор), Морено является автором многочисл. орк. произв., в числе к-рых - "Прелюдия"(1910), 3 "Эквадорские сюиты" (1921-45), увертюры "10 августа" (1911) и "9 июля" (1925); фп. пьес, песен. Ему принадлежит также первый серьёзный труд по истории музыки и фольклору Эквадора (состоит из 3 частей; 1-я из них изд. в 1972). Среди соч. композитора, пианиста и дирижёра Сальгадо - оперы, в т. ч. "Трибун" ("El tribuno", 1970), балеты, оперетта "Любовные мечты" ("Ensuenos de amor", 1930, новая ред. 1934), 6 симфоний (1945-1968), сюита для дух. оркестра "Атауальпа, или Закат империи" (1933), концерты (с оркестром) - 3 для фп. (1941-59), для скрипки (1953), для альта (1956). Романтич. традиции развивал в своём творчестве комп. П. Траверсари, произв. к-рого зачастую навеяны национальными легендами: мелодрамы, в т. ч. "Куманда, или Девственница джунглей"; орк. триптих "Индоандино"; написал также симф. сюиты "Слава Анд" ("Glorias Andinas", к 100-летней годовщине независимости Эквадора, 1930). В 60-х гг. развернулась деятельность комп. М. Маижуаша, автора ряда атональных произв., а также К. Бруто, Ф. Паредеса, Н. Сафади, К. Мендосы, И. Белеса, К. Охеды, П. Соренсена, Р. Ромеро и др. Среди эквадорских музыкантов-исполнителей - пианисты Б. Пенья, П. Пас, Ф. Сальгадо, скрипачи X. Альсамор, Р. Ареволь, X. Агилар, виолончелистка Т. Теран.

В г. Гуаякиль существуют Хор. школа, симф. оркестр, основанные А. Негри. Им же была создана Муз. ассоциация "Анхель Негри", поставившая неск. опер в т-ре "Ольмеда". Муз. кадры, помимо Нац. консерватории в Кито, готовят консерватории им. X. М. Родригеса в г. Куэнка и им. Антонио Ноймана в г. Гуаякиль.

Литература: Hаrсоurt R. et M. d', La musique des incas et ses survivances, P., 1925; Moreno S. L., Mъsica y danzas autуctonas del Ecuador, Quito, 1949; его же, La mъsica de los incas, Quito, 1957; его же, Historie de la musica en el Ecuador, v. 1, Quito, 1972.

Ж. В. Терзибашьян

реклама

вам может быть интересно

Увеличенные интервалы Термины и понятия
Forte, форте Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Примадонна Опера, вокал, пение
Генеральная пауза Термины и понятия
Импрессионизм Течения в искусстве
Соединенных Штатов Америки музыка Национальные культуры
Иллюстрация музыкальная Термины и понятия
Кабалетта Опера, вокал, пение
Греческий распев Церковная музыка
Григорианское пение Церковная музыка
Циклические формы Термины и понятия
Чардаш Музыкальные жанры

Реклама