Глазунов. Музыка к драме «Царь Иудейский»

The King of the Jews, Op. 95

Композитор
Год создания
1913
Жанр
Страна
Россия

Александр Константинович Глазунов. Портрет работы Ильи Репина

Среди крупных театральных работ Глазунова заслуживают особого внимания музыка к духовной драме Великого князя Константина Константиновича «Царь Иудейский», которая была показана на сцене Эрмитажного театра в 1913 году, и к «Маскараду» Лермонтова в постановке Александринского театра, осуществленной под руководством В. Э. Мейерхольда в начале 1917 года.

Пьеса «Царь Иудейский» (Исполнена в основном силами офицеров-любителей из так называемого «Измайловского досуга», только на некоторые из главных ролей приглашены артисты Александринского театра. В спектакле участвовал Придворный оркестр во главе с его постоянным руководителем Г. И. Варлихом, режиссер постановки Н. Н.Арбатов.) представляет собой драматургическую обработку евангельского сюжета о въезде Иисуса Христа в Иерусалим, заговоре против него, суде, распятии и чудесном воскресении.

Музыка Глазунова выходит за пределы чисто прикладного назначения. Вспоминая об этой работе, композитор рассказывал: «Между консерваторскими занятиями я начал думать о вступлении к драме и характеристике Христа. Перед тем как начать оркестрировать, я хотел повидаться с Великим Князем, и свидание состоялось скоро в Павловском дворце. Я ему сыграл свою музыку на фортепиано, которую он одобрил. К сожалению, из-за недостатка во времени мне не удалось выяснить некоторые детали, главным образом связи декламации с музыкой, и я решил оркестрировать так, чтобы моя музыка была приспособлена к концертному исполнению, невзирая на сцену, и из-за этого впоследствии были небольшие столкновения».

Оркестровое вступление к пьесе, антракты и несколько инструментальных и хоровых номеров, сопровождающих отдельные моменты сценического действия, представляют собой законченное симфоническое повествование, в котором нашли отражение важнейшие моменты драматургической фабулы (партитуре «Царя Иудейского», напечатанной издательством М. П. Беляева, предпослана подробная программа каждого номера). Ближайшими образцами для композитора в этом отношении послужили бетховенский «Эгмонт» и «Князь Холмский» Глинки.

Вступление к первому акту, непосредственно переходящее в самое начало действия, основано на теме Христа, которая мягко интонируется альтовым гобоем,

а затем со все возрастающей силой звучит в оркестре, сливаясь с приветственными возгласами народа, встречающего своего мессию. В дальнейшем тема приобретает значение лейтмотива Иисуса и слышится в завершающей первое действие песне учеников Иисусовых, во вступлении к третьему действию (шествие на Голгофу). Этим эпизодам контрастирует музыка пира во дворце Пилата.

К наиболее ярким моментам относится Пляска сирийских рабов и рабынь, с ее чувственными хроматизированными гармониями и капризными извивами мелодической линии. В момент кульминации пляска неожиданно обрывается, подземный гул и удары грома, возвещающие о смерти Иисуса, вызывают общее смятение, огни гаснут и все в панике разбегаются. Завершается пьеса хвалебным гимном псалмопевцев, который звучит в хоре и оркестре как светлый торжественный апофеоз.

Ю. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

Малер. Симфония No. 5 Симфонические
Дворжак. Фортепианный квартет No. 2 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама