Глазунов. Фортепианное творчество

Piano music

Композитор
Жанр
Страна
Россия

Александр Константинович Глазунов. Портрет работы Ильи Репина

Если и не первостепенную по важности, то интересную и характерную сторону творчества Глазунова представляют его сольные инструментальные, главным образом фортепианные пьесы. Наряду с такими привычными жанрами романтической инструментальной миниатюры, как прелюд, экспромт, ноктюрн, новеллетта, вальс, мазурка, мы встречаем среди них и более крупные по масштабу композиции: сонаты, тему с вариациями.

Глазунову была свойственна особая индивидуальная манера фортепианного письма, не лишенная элегантности и блеска, хотя и страдающая некоторым однообразием, а порой носящая отпечаток внешней салонной красивости. Склонность к пышной пассажной орнаментике, к сложному фигурационному расцвечиванию каждой музыкальной мысли, воспринятая им от Балакирева, иногда отяжеляет изложение, придает ему излишнюю громоздкость. Этот недостаток особенно ощущается в ранней, юношеской сюите на тему «Саша» (1882–1883): буквенные обозначения составляющих ее звуков ([e]s —a — [e]s — с — h — а) образуют немецкое написание имени композитора.

Позже фактура его фортепианных сочинений становится более гладкой и ровной, но не освобождается полностью от чрезмерной звуковой плотности и перенасыщенности. К характерным образцам глазуновского пианизма можно отнести три этюда ор. 31 (среди которых наиболее удачен последний с поэтическим названием «Ночь»), изящный «Маленький вальс» или непритязательный по изложению стилизованный Гавот, блестящий, хотя и не лишенный привкуса салонности виртуозный «Большой концертный вальс».

Наиболее ценную часть фортепианного наследия Глазунова составляют четыре крупных произведения, написанные в период 1899–1901 годов: Прелюдия и фуга ре минор, Вариации фа-диез минор и две сонаты (си-бемоль минор и ми минор).

Судя по замечанию в письме к Беляеву от 23 июня 1902 года — «о 3-й сонате не вспоминал за это время», — Глазунов задумывал написать еще одну фортепианную сонату, но этот замысел остался неосуществленным. Из нескольких фортепианных опусов, созданных после Второй сонаты, наибольший интерес представляют четыре прелюдии и фуги, относящиеся к 1918–19 годам. Мастерски написанные, с применением сложных форм горизонтально и вертикально-подвижного контрапункта, они отличаются характерной для позднего глазуновского творчества углубленностью и сосредоточенностью мысли, широкими линиями нарастания и спада. За исключением четвертой (пятиголосной) все фуги двухтемные, что придает им черты внутренней контрастности. В фуге до-диез минор обращает на себя невольное внимание сходство начальных интонаций с темой фуги Баха в той же тональности из первого тома «Хорошо темперированного клавира».

Большая прелюдия и фуга ми минор (1926), написанная с обычным для Глазунова мастерством, но несколько суховатая и рационалистичная, оказалась его последним фортепианным произведением.

Ю. Келдыш


Сочинения для фортепиано:

2 сонаты
No. 1 b-moll (op. 74, 1901)
No. 2 e-moll (op. 75, 1901)

Cюита на тему «Саша» (ор. 2, 1883)
3 этюда (ор. 31, 1890)
Большой концертный вальс (ор. 41, 1891)
Прелюдия и фуга (ор. 62, 1899)
Тема с вариациями (ор. 72, 1900)
4 прелюдии и фуги (ор. 101, 1918-1923)
Прелюдия и фуга (e-moll, без op., 1926, обработка для органа — 1929) и др.

Фантазия для двух фортепиано (f-moll, op. 104, 1920)

Фортепианный концерт No. 1
Фортепианный концерт No. 2

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

Пианизм 12.01.2011 в 15:40
Фортепиано 12.01.2011 в 01:24

рекомендуем

смотрите также

Реклама