Леопольд Годовский

Leopold Godowsky

Дата рождения
13.02.1870
Дата смерти
21.11.1938
Профессия
Страна
Польша
Леопольд Годовский / Leopold Godowsky

Польский пианист, фортепианный педагог, транскриптор и композитор. Учился у В. Баргиля и Э. Рудорфа в Высшей школе музыки в Берлине (1884) и у К. Сен-Санса (1887-1890) в Париже. Концертировал с детства (сначала как скрипач); неоднократно гастролировал в России (с 1905). В 1890-1900 преподавал в консерваториях в Филадельфии и Чикаго, затем в Берлине; в 1909-1914 руководитель класса высшего пианистического мастерства Академии музыки в Вене (среди его учеников — Г. Г. Нейгауз). С 1914 жил в Нью-Йорке. С 1930 по болезни прекратил концертную деятельность.

Годовский — один из крупнейших после Ф. Листа пианистов и мастеров транскрипторского искусства. Его игра славилась исключительным техническим мастерством (в частности, разработкой техники левой руки), тонкостью и ясностью в передаче сложнейших по фактуре построений, редким совершенством легато. Большой популярностью среди пианистов пользуются транскрипции Годовского, в особенности пьес французских клавесинистов — Ж. Б. Люлли, Ж. Б. Лейе, Ж. Ф. Рамо, вальсов И. Штрауса, а также этюдов Ф. Шопена; они отличаются изощрённой фактурой и контрапунктической изобретательностью (сплетение нескольких тем и т.п.). Игра и транскрипции Годовского оказали большое влияние на развитие техники фортепианного исполнения и изложения. Написал статью по методике игры на фортепиано для левой руки — «Фортепианная музыка для левой руки…» («Piano music for the left hand…», «MQ», 1935, No 3).


Сочинения:

для скрипки и фортепиано — Впечатления (Impressions, 12 пьес); для фортепиано — соната e-moll (1911), Яванская сюита (Java-suite), сюита для левой руки, Маски вальса (Walzermasken; 24 пьесы в 3/4-такте), Триаконтамерон (30 пьес, в т.ч. No 11 - Старая Вена, 1920), Вечное движение и др. пьесы, в т.ч. для 4 рук (Миниатюры, 1918); каденции к концертам Моцарта и Бетховена; транскрипции — сб. Ренессанс (16 обр. клавесинных произв. Ж. Ф. Рамо, Ж. В. Люлли, Ж. Б. Лейе, Д. Скарлатти и др. старинных композиторов); обр. - 3 скрипич. сонат и 3 сюит для виолончели И. С. Баха, соч. К. М. Вебера Моменто каприччозо, Вечное движение, Приглашение к танцу, 12 песен и др. соч. Ф. Шуберта, этюдов Ф. Шопена (53 обработки, в т.ч. 22 для одной левой руки и 3 «комбинированные» - сочетающие по 2 и 3 этюда), 2 вальсов Шопена, 3 вальсов И.Штрауса-сына (Жизнь артиста, Летучая мышь, Вино, женщина и песня), произв. Р. Шумана, Ж. Бизе, К. Сен-Санса, Б. Годара, Р. Штрауса, И. Альбениса и др.; ред.: собрание пьес фп. педагогич. репертуара в порядке возрастающей трудности (The progressive series of piano lessons, St. Louis, 1912). Нотография: Saxe L. Sp., Published music of L. Godowsky, «Notes», 1957, No 3, March, p. 1-61.

реклама

вам может быть интересно

Яша Хейфец Инструменталисты

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Франческа Каччини Композиторы
Савва Иванович Мамонтов Театральные деятели
Феличе Романи Писатели
Генри Пёрселл Композиторы
Эрнест Ансерме Композиторы
Джон Кристи Театральные деятели

Реклама