Гарри Яковлевич Гродберг

Garry Grodberg

Дата рождения
03.01.1929
Дата смерти
10.11.2016
Профессия
Страна
Россия, СССР

Гарри Гродберг (Garry Grodberg)

Одно из самых известных имен на современной российской концертной эстраде — органист Гарри Гродберг. В течение многих десятилетий маэстро сохраняет свежесть и непосредственность своих чувств, виртуозную исполнительскую технику. Главные свойства его ярко индивидуального стиля — особая жизненная энергия в стройной архитектонической огранке, свободное владение стилями разных эпох, артистизм — обеспечивают прочный, на протяжении многих десятилетий, успех у самой взыскательной публики. Редко кому удавалось дать несколько концертов подряд в течение недели при переполненных залах в Москве.

Искусство Гарри Гродберга получило широкое международное признание. Перед ним открылись двери лучших концертных залов и величественных храмов многих стран (Берлинский «Концертхаус», Домский собор в Риге, кафедральные соборы и органные залы Люксембурга, Брюсселя, Загреба, Будапешта, Гамбурга, Бонна, Гданьска, Неаполя, Турина, Варшавы, Дубровника). Такого несомненного и устойчивого успеха суждено добиться не каждому талантливому артисту.

В последние годы европейская пресса откликается на выступления Гарри Гродберга в самых возвышенных тонах: «темпераментный исполнитель», «изысканный и утонченный виртуоз», «создатель магических звуковых интерпретаций», «великолепный музыкант, владеющий всеми техническими правилами», «несравненный энтузиаст российского органного Ренессанса». Вот что писала после гастролей по Италии одна из наиболее влиятельных газет «Корриере делла сера»: «Гродберг имел потрясающий успех у публики, состоящей большей частью из молодежи, которая до предела заполнила Большой зал Миланской консерватории».

Газета «Джорно» тепло отозвалась о серии выступлений артиста: «Гродберг с вдохновением и полной самоотдачей исполнил большую программу, посвященную творчеству Баха. Он создал магическую звуковую интерпретацию, установил тесный духовный контакт с публикой».

Пресса Германии отметила триумф, с которым выдающийся органист был встречен в Берлине, Аахене, Гамбурге и Бонне. «Тагесшпигель» вышла под заголовком: «Великолепная игра московского органиста». «Вестфален пост» считала, что «никто с таким мастерством не исполняет Баха, как московский органист». «Вестдойче цайтунг» восторженно аплодировала музыканту: «Блестящий Гродберг!».

Ученик Александра Борисовича Гольденвейзера и Александра Федоровича Гедике — основателей известных пианистических и органных школ — Гарри Яковлевич Гродберг продолжил и развил в своем творчестве великие классические традиции Московской консерватории, став самобытным интерпретатором не только баховского творчества, но и произведений Моцарта, Листа, Мендельсона, Франка, Рейнбергера, Сен-Санса и других композиторов прошлых эпох. Его монументальные программные циклы посвящены музыке композиторов ХХ столетия — Шостаковича, Хачатуряна, Слонимского, Пирумова, Ниренбурга, Таривердиева.

Свой первый сольный концерт органист дал в 1955 году. Вскоре после этого блестящего дебюта молодой музыкант по рекомендации Святослава Рихтера и Нины Дорлиак стал солистом Московской филармонии. Гарри Гродберг выступал с крупнейшими оркестрами и хорами нашей страны. Его партнерами по совместному музицированию стали мировые знаменитости, завоевавшие признание в Старом и Новом Свете: Мстислав Ростропович и Евгений Мравинский, Кирилл Кондрашин и Евгений Светланов, Игорь Маркевич и Иван Козловский, Арвид Янсонс и Александр Юрлов, Олег Каган, Ирина Архипова, Тамара Синявская.

Гарри Гродберг принадлежит к плеяде тех просвещенных и энергичных музыкальных деятелей, благодаря которым великая Россия превратилась в страну, где органная музыка вызывает все больший интерес у многочисленной аудитории.

В 50-е годы прошлого века Гарри Гродберг стал самым деятельным и квалифицированным экспертом, а затем и Заместителем председателя Органного совета при Министерстве культуры СССР. В стране тогда было только 7 действующих органов (3 из них — в Москве). За несколько десятилетий было воздвигнуто свыше 70-ти органов престижных западных фирм в десятках городов страны. Экспертными оценками и профессиональными советами Гарри Гродберга пользовались западно-европейские фирмы, привлеченные к созданию инструментов в ряде отечественных культурных центров. Именно Гродберг, впервые представляя органы музыкальной аудитории, давал им путевку в жизнь.

Первой «ласточкой» российской органной весны стал гигантский орган чешской фирмы «Ригер-Клосс», установленный в Концертном зале им. П.И.Чайковского еще в 1959 году. Инициатором его последующих реконструкций в 1970 и 1977 годах стал выдающийся музыкант-просветитель Гарри Гродберг. Последним актом органного строительства, перед печальным выходом из системы Госзаказа, стал великолепный орган той же «Ригер-Клосс», воздвигнутый в Твери в 1991 году. Теперь в этом городе ежегодно, в марте на день рождения Иоганна Себастьяна Баха, проходят учрежденные Гродбергом единственные в стране масштабные баховские фестивали, а Гарри Гродберг удостоен звания почетный гражданин города Тверь.

Известные фирмы грамзаписи России, Америки, Германии и других государств выпускают многочисленные диски Гарри Гродберга. В 1987 году тираж грампластинок фирмы «Мелодия» достиг рекордной для органистов цифры — полутора миллиона экземпляров. В 2000 году «Радио России» выпустило в эфир 27 передач-интервью с Гарри Гродбергом и осуществило уникальный проект совместно с радио «Немецкая волна» по выпуску презентационного тиража компакт-дисков «Играет Гарри Гродберг», куда вошли сочинения Баха, Хачатуряна, Лефебри-Вели, Дакена, Гильмана.

Крупнейший пропагандист и интерпретатор творчества Баха, Гарри Гродберг является почетным членом Баховского и Генделевского обществ в Германии, входил в состав жюри Международного Баховского конкурса в Лейпциге.

«Я склоняю голову перед гением Баха — его искусством полифонии, мастерством ритмической выразительности, буйной творческой фантазией, вдохновенной импровизационностью и точным расчетом, сочетанием силы разума и силы чувств в каждом произведении, — говорит Гарри Гродберг. — Музыка его, даже самая драматическая, устремлена к свету, к добру, а в каждом человеке всегда живет мечта об идеале...».

Интерпретаторский талант Гарри Гродберга сродни композиторскому. Он очень подвижен и все время находится в состоянии поиска новых исполнительских решений. Ничем не стесненное владение искусством игры на органе позволяет полностью раскрыться импровизационному дару, без которого немыслимо бытие артиста. Программы его концертов непрерывно обновляются.

Когда в феврале 2001 года Гарри Гродберг открывал в Самаре уникальный концертный орган, созданный по его диспозиции немецкой фирмой «Рудольф фон Бекерат», в одном из трех его концертов прозвучала Первая симфония для органа с оркестром Александра Гильмана — подлинный шедевр возрожденной Гродбергом органной литературы второй половины XIX века.

Гарри Гродберг, названный «властелином органной державы», говорит о своем любимом инструменте: «Орган — гениальное изобретение человека, инструмент, доведенный до совершенства. Он, действительно, способен быть властелином душ. Сегодня, в наше напряженное, полное трагических катаклизмов время, минуты самоуглубленного размышления, которые дарит нам орган, особенно ценны и благотворны». А на вопрос, где нынче главный центр органного искусства Европы, Гарри Яковлевич дает однозначный ответ: «В России. Нигде нет таких больших филармонических органных концертов, подобных нашим, российским. Нигде нет такого интереса к органному искусству рядовых слушателей. Да, и органы наши лучше ухожены, поскольку церковные на Западе настраивают лишь по большим праздникам».

Гарри Гродберг — народный артист России, лауреат Государственной премии, кавалер Орденов Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В январе 2010 года за высокие достижения в искусстве он был удостоен Ордена дружбы.

Источник: сайт Московской филармонии

реклама

вам может быть интересно

Йозеф Крипс Дирижёры

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама