Харьковский театр оперы и балета

Kharkiv Opera

Город
Харьков
Год основания
1925
Тип
Харьковский театр оперы и балета (Kharkiv Opera)

Харьковский национальный академический театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко (ХАТОБ) — один из старейших и ведущих украинских оперных театров. Открыт в 1925 оперой «Сорочинская ярмарка» Мусоргского. Постоянная оперная антреприза существовала в Харькове с 1880; были впервые поставлены оперы Н. В. Лысенко «Рождественская ночь» (1883) и «Утопленница» (1885).

В сезоне 1885/86 музыкальное руководство осуществлял В. И. Сук. В конце 19 — начале 20 веков здесь выступали певцы — Н. А. Большаков, А. П. Боначич, И. В. Ершов, Н. И. Забела, М. А. Михайлова и другие.

С конца 1918 в Харькове работала Народная опера, спектакли которой («Царская невеста», «Демон», «Кармен») шли нерегулярно.

В 1920 создана Русская государственная опера. Здесь работали: дирижёры — А. М. Пазовский, И. О. Палицын, Л. П. Штейнберг, режиссёры — Н. Н. Боголюбов, В. Д. Манзий; художники — A. Г. Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов; певцы — М. Э. Донец-Тессейр, М. И. Донец, И. С. Козловский, М. И. Литвиненко-Вольгемут, М. О. Рейзен, П. И. Цесевич и другие. Ставилась русская и зарубежная оперная классика; среди лучших спектаклей — «Борис Годунов» (1922), «Аида» (1924). В 1924 состоялась первая постановка оперы «Тарас Бульба» Лысенко (на украинском языке).

В 1925 театр получил наименование — Украинская государственная столичная опера (с 1931 — Харьковский государственный театр оперы и балета, с 1934 — академический, с 1944 — имени Н. В. Лысенко, с 2010 — национальный). Становлению театра способствовали режиссёры Я. И. Гречнев, С. И. Каргальский, И. М. Лапицкий, В. Д. Манзий, С. Д. Масловская. Н. В. Смолич, H. M. Фореггер, дирижёры М. И. Вериковский, А. Э. Маргулян, А. М. Пазовский, Н. Д. Покровский, В. С. Тольба, О. М. Штейман.

В содружестве с украинскими композиторами в 20-30-е годы создавался новый национальный советский репертуар (были поставлены оперы — «Взрыв» Яновского, «Разлом» Фемелиди, «В плену у яблонь» Чишко, «Золотой обруч» Лятошинского, «Перекоп» Мейтуса, Рыбальченко и Тица), театр работал также над современным прочтением украинской классики («Тарас Бульба», «Наталка Полтавка» Лысенко, «Запорожец за Дунаем»), ставил произведения композиторов других советских республик («Абесалом и Этери» — впервые на украинской сцене; «Поднятая целина» Дзержинского, «В бурю»).

На сцене театра была широко представлена оперная классика («Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Снегурочка», «Кармен», «Аида», «Фауст», «Лоэнгрин», «Гугеноты» и др.).

В театре работали певцы B. Н. Будневич, Е. И. Виноградова, И. Н. Воликовская, З. М. Гайдай, Б. Р. Гмыря, М. С. Гришко, В. Н. Гужова, С. И. Данченко, М. И. Донец, М. Э. Донец-Тессейр, Б. Я. Златогорова, Ю. С. Кипоренко-Даманский, А. А. Колодуб, А. З. Левицкая, М. И. Литвиненко-Вольгемут, М. В. Микиша, И. С. Паторжинский, М. Д. Роменский, А. Д. Ропская, Н. А. Частий и другие.

Балетный коллектив возглавляли балетмейстеры Р. Н. Баланотти, Н. А. Болотов, К. Я. Голейзовский, А. М. Мессерер, М. Ф. Моисеев, В. А. Рябцев, а также П. П. Вирский, В. К. Литвиненко, П. К. Йоркин. Среди ведущих артистов балета — В. С. Дуленко, А. М. Соболь, А. В, Ярыгина.

Постановки — «Лебединое озеро» (1925), «Красный мак» (1927); «Иосиф Прекрасный» (1928), «В солнечных лучах» (1928) и «Цыганы» (1938) Василенко, «Футболист» Оранского (1930), «Ференджи» Яновского (1930), «Пан Каневский» Вериковского (1931), «Эсмеральда» (1933), «Раймонда» (1934), «Пламя Парижа» (1935), «Спящая красавица» (1935), «Бахчисарайский фонтан» (1938); «Песнь Сольвейг» на музыку Грига (1938), «Сердце гор» А. Баланчивадзе (1940), «Светлана» Клебанова (1941).

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 театр был эвакуирован в Читу, затем в Иркутск, где работал совместно с находившимся там Украинским театром оперы и балета.

24 мая 1945 спектаклем «Иван Сусанин» театр начал первый послевоенный сезон в Харькове. Коллектив возглавили: дирижёр В. Н. Пирадов, режиссёр М. П. Стефанович, балетмейстер А. Р. Томский, художник И. С. Назаров.

Среди постановок этих лет: оперы — «Царская невеста» (1945); «Севастопольцы» Коваля (1947), «Единой жизнью» Клебанова и Сандлера (1947), «Князь Игорь» (1949), «Пиковая дама» (1950), «Орлеанская дева» (1951), «Борис Годунов» (1951; Государственная премия СССР, 1952); «Богдан Хмельницкий» Данькевича (1953), «Русалка» Дворжака (под названием «Любовь русалки», впервые в СССР, 1954), «Опричник» Чайковского (1955), «Тарас Бульба» Лысенко (1956).

Большое значение в творческой жизни балетного коллектива имели постановки: «Лилея» Данькевича (1946), «Данко» (1948), «Весенняя сказка» (1954) и «Мещанин из Тосканы» (1965) Нахабина, «Красный мак» (1948), «Спящая красавица» (1950); «Юность» Чулаки (1951), «Лауренсия» (1952); «Шурале» Яруллина (1953), «Лайма» Лепина (1955), «Маска» Боярского (1957), «Каменный цветок» (1962).

Театр успешно работал над созданием современного репертуара, ставил новые произведения советских украинских композиторов, в т. ч. оперы — «Буковинцы» (1957) и «Иркутская история» (1978) Карминского, «Павка Корчагин» Юхновской (1962), «Коммунист» Клебанова (1965), «Лейтенант Шмидт» Яровинского (1970), «Один шаг до любви» (1973) и «Волжская баллада» (опера-балет, 1975) Жуковского, «Молодая гвардия» (новая редакция 1975); «Письма любви» Губаренко (1979); балеты — «Таврия» Нахабина (1959), «Песня о дружбе» Щуровского (1961), «Северная сказка» Ковача (1978), «Огонь Элиды» Золотухина (1980).

В конце 60 — начале 70-х годов театр поставил также балеты советских композиторов других республик — «Спартак» (1966 и 1979), «Ромео и Джульетта» (1968); «Барышня и хулиган» на музыку Шостаковича (1969), «Кармен-сюита» Бизе — Щедрина (1973).

Среди лучших постановок 70-х годов: оперы — «В бурю» (1971) и «Безродный зять» (1973) Хренникова, «Тарас Бульба» Лысенко (1971), «Снегурочка» (1972), «Даиси» (1972), «Чародейка» (1974), «Кармен» (1976), «Травиата» (1977), «Царская невеста» (1978), «Запорожец за Дунаем» (1978), «Пиковая дама» (1979); балеты — «Легенда о любви» Меликова (1969), «Лесная песня» Скорульского (1970 и 1980), «Дон Жуан» Губаренко (1972), «Сотворение мира» (1975) и «Берег надежды» (1977) Петрова. В репертуаре театра — многочисленные классические произведения западно-европейских композиторов, в т. ч. оперы «Бал-маскарад», «Трубадур», «Отелло», «Дон Карлос», «Фра-Дьяволо», «Лакме», «Лючия ди Ламмермур», «Тоска», «Богема».

В театре в разное время работали: певцы — И. Л. Бронзов, В. Н. Будневич, Т. Н. Бурцева, Б. В. Бутков, А. З. Левицкая, А. Д. Оголивец, М. М. Суховольская; солисты балета — О. А. Байкова, Е. И. Баранник, Н. В. Васильева, Н. В. Виноградова, В. Т. Гудименко, Г. Г. Гузовская, Я. А. Додин, Л. П. Камышникова, О. А. Ширай-Литвиненко; дирижёры — П. Н. Баленко, Е. В. Дущснко, И. А. Зак, А. В. Калабухин, A. А. Людмилин, Л. Ф. Худолей, И. С. Штейман; режиссёры — М. В. Авах, Ю. И. Иванов, Л. Н. Куколев, Ю. Н. Леков, В. М. Скляренко, Д. Н. Смолич; балетмейстеры — М. В. Арнаудова, В. В. Бойченко, М. М. Газиев, Н. В. Данилова, И. К. Ковтунов, Н. Н. Корягин, B. Н. Никитин, А. И. Паитыкин, М. Л. Сатуновский; художники — И. С. Назаров, Д. П. Овчаренко. В труппе театра (1980): певцы — нар. арт. СССР H. P. Манойло, Е. И. Червонюк, нар. арт. УССР В. Ф. Арканова, Л. В. Попова, засл. арт. УССР А. В. Арцемюк, А. Г. Гроза, А. Д. Дубинин, Я. И. Иванов, В. Г. Ломакин, Л. В. Морозова-Тарасова, А. Э. Резилова и др.; солисты балета — нар. арт. УССР С. И. Поливанова, Т. К. Попеску и др.; гл. дирижёр — Я. А. Скибинский, гл. режиссёр — засл. арт. УССР В. А. Лукашёв, гл. балетмейстер — засл. арт. УССР В. Т. Гудименко, гл. хормейстер — засл. деят. иск-в УССР Е. А. Коноплёва, гл. художник — нар. художник УССР Л. С. Братченко.

В 1960 театр награждён орденом Трудового Красного Знамени. В зрительном зале театра 1191 место.

Ю. А. Станишевский
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973—1982


История балета

Харьковский театр оперы и балета (Kharkiv Opera)

Театр открыт в Харькове в 1925 на базе постоянной оперной антрепризы, существовавшей с 1880. Первый балетный спектакль — «Лебединое озеро» (1925). В 1926-28 труппу возглавлял балетмейстер М. Ф. Моисеев, впервые на украинской сцене поставивший «Красный мак» (1927), среди артистов — опытная танцовщица К. И. Сальникова, молодые украинские балерины В. С. Дуленко, А. В. Ярыгина, ведущие репертуар танцовщики А. М. Соболь, П. Павлов-Кивко.

Поднятию профессионального уровня коллектива способствовали В. А. Рябцев и А. М. Мессерер, перенёсшие на харьковскую сцену постановки балетов «Дон Кихот» (1926) и «Корсар» (1927).

Экспериментальность решения отличала балеты «Иосиф Прекрасный» и «Гротеск» («В солнечных лучах») Василенко (оба — 1928), осуществлённые К. Я. Голейзовским. Формальными поисками был отмечен эксцентрический балет-пантомима «Футболист» Оранского (1930) в постановке Н. М. Фореггера.

К использованию «свободной» пластики и эстрадного танца обратился П. Е. Кретов в балете на героический сюжет «Ференджи» (1930), созданный им в творческом содружестве с украинским композитором Б. К. Яновским.

В 1931 в репертуаре театра появился национальный балет «Пан Канёвский» («Любина Бондаривна») Вериковского, в котором впервые были объединены элементы классического и украинского народного танца. В этом спектакле раскрылись яркие актёрские индивидуальности артистов Дуленко, Г. А. Лерхе, А. М. Соболя, В. К. Литвиненко, М. Мономахова, К. Г. Васиной, определились черты национального балетного исполнительства.

Реалистические принципы балетной драмы развивали П. П. Вирский и Н. А. Болотов в «Эсмеральде» (1933) и «Раймонде» (1934). Значительными событиями стали постановки балетов «Спящая красавица» (балетмейстер Голейзовский) и «Пламя Парижа» (балетмейстер Цаплин), оба — 1935. Оригинальные решения были найдены в спектаклях: «Бахчисарайский фонтан»; «Цыганы» Василенко (оба — 1938), «Сердце гор» (1940). В 1941 был показан балет «Светлана» композитора Д. Л. Клебанова.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 харьковская балетная труппа работала в Иркутске, объединившись в 1942-44 с киевской.

Среди значительных работ послевоенного периода — «Лилея» (1946, балетмейстер А. А. Берёзова) и «Данко» Нахабина (1948, балетмейстер Литвиненко). Труппу возглавляли балетмейстеры Берёзова, Литвиненко, в неё входили артисты Н. Н. Виноградова, И. Н. Герман, Я. А. Додин, П. П. Плавник и др.

В спектаклях «Юность» (1950), «Лауренсия» (1952), «Шурале» (1953), поставленных Н. В. Даниловой, проявилось сценическое дарование О. А. Байковой, Г. Гузовской, Л. П. Камышниковой, В. В. Гудименко, В. П. Терновченко.

Балетмейстер И. К. Ковтунов, возглавлявший труппу в 1954-62 гг., продолжил работу над созданием балетных произведений на современные сюжеты в содружестве с украинскими композиторами Нахабиным («Таврия», 1959), Ю. С. Щуровским («Песня о дружбе», 1961), утверждал принципы пантомимно-танцевальной драмы («Лайма» Лепина, 1955, и «Кавказский пленник», 1957). Одной из лучших балетных постановок стал комедийный спектакль «Мещанин из Тосканы» Нахабина (1966).

В конце 60 — начале 70-х годов поставлены: «Спартак» (1967), «Легенда о любви» (1969); «Каменный властелин» Губаренко (1972) и др.

С 1945 при театре работает балетная школа.

Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама